SE.210 Caravelle - многоцелевой
транспортный самолет, разработанный
французской фирмой Sud-Aviation (теперь Aerospatiale).
1951 г. Секретариат гражданской
авиации Франции выработал требования к
ближнемагистральному пассажирскому
самолету, способному летать со
скоростью не менее 620 км/ч на маршрутах,
связывающих Францию со странами
Северной Африки. В январе 1952 г. свои
проекты представили три фирмы, из
которых победителем была признана фирма
SNCASE (в дальнейшем называлась Sud-Aviation;
в 1960-х годах вошла в состав фирмы Aerospatiale).
Фирма SNCASE предложила проект Х-210,
представлявший собой самолет с
низкорасположенным стреловидным крылом
и двумя ТРД, установленными по бокам
хвостовой части фюзеляжа. После того как
фирма стала победителем конкурса,
самолет получил название SE.210 Caravelle.
В разработке самолета участвовали
английская фирма Rolls-Royce, поставлявшая
двигатели, и некоторые фирмы Италии.
Первый полет опытный самолет выполнил 27
мая 1955 г., став, таким образом, первым в
мире пассажирским самолетом с хвостовым
расположением реактивных двигателей. В
апреле 1956 г. самолет был сертифицирован,
и в конце этого месяца авиакомпании "Эр
Франс" и SAS получили первые самолеты.
Фирма Sud-Aviation (Aerospatiale)
создала несколько модификаций,
отличавшихся числом мест и дальностью
полета. Самолет Caravelle 1 был
оснащен двумя ТРД Rolls-Royce Avon Mk.522 тягой по
4885 кгс и имел взлетную массу 43,5 т. В
кабине двух классов можно было
перевозить 68 пассажиров, а максимальное
число мест равнялось 99. В 1960 г. началась
эксплуатация самолета Caravelle 3 с ТРД Avon
Mk.527 (2 х 5175 кгс). Взлетная масса была
увеличена до 46 т при сохранении прежнего
числа мест. Самолеты Caravelle 3 были
построены в наибольшем количестве - 78
единиц. В начале 1961 г. появились
модификации Caravelle 6N с ТРД Avon Mk.531 (2 х 5540
кгс) и Caravelle 6R с двигателями, оснащенными
системой реверса тяги. На самолетах Caravelle
10 впервые стали устанавливаться
двигатели Pratt & Whitney JT8D. Эти самолеты
отличались от предыдущих удлиненным
фюзеляжем, в результате чего
максимальное число мест увеличилось до
104.
Модификации самолета:
Caravelle III - первая серийная модификация
принятая на вооружение.
Caravelle VI - модификация 1960 года с ТРД Avon
Mk.531.
Caravelle VIR - модификация с ТРД Avon Mk.532R
или Avon 533R.
Caravelle 10 - модификация с ТВД General Electric
CJ805-23C.
Caravelle Super A или Caravelle Horizon -
другое обозначение Caravelle 10.
Caravelle 10В - модификация с ТВД Pratt & Whitney
JT8D-1 или -9.
Caravelle Super В или Caravelle Horizon В -
другое обозначение Caravelle 10В.
Caravelle 10R - модификация Caravelle VIR с ТВД Pratt
& Whitney JT8D-1 или -9.
Caravelle 11R - модификация 1967 года на базе
Caravelle 10R с ТВД JT8D-7 .
Caravelle 12 - модификация Caravelle 11R длиннее
на 3.23 метра рассчитанная на 140 пассажиров.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
|
Размах крыла, м |
34.30 |
Длина самолета,м |
32.01 |
Высота самолета,м |
8.72 |
Площадь крыла,м2 |
146.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
27210 |
максимальная взлетная |
46000 |
Внутреннее топливо, л |
19000 |
Тип двигателя |
2 ТРД Rolls-Royce Avon RA.29 Mk 527 |
Тяга, кН |
2 х 50.71 |
Крейсерская скорость, км/ч |
805 |
Практическая дальность, км |
2100 |
Дальность действия, км |
1700 |
Практический потолок, м |
11200 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
99 пассажиров или 8400 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба .2003
|