30 мая 2023 г. с аэродрома в г. Шахиншехр под Исфаханом впервые поднялся в воздух изготовленный на расположенном здесь предприятии HESA иранский
турбовинтовой легкий транспортный самолет Simorgh, представляющий собой выполненную местными специалистами модификацию пассажирского IrAn-140 - такое
название было присвоено самолетам Ан-140, собиравшимся в Иране по лицензии украинского ГП «Антонов».
Контракт на лицензионную сборку на предприятии HESA из поставляемых с Украины агрегатов турбовинтовых 52-местных пассажирских самолетов Ан-140 был заключен в
декабре 1995 г. Первый собранный в Исфахане IrAn-140 №90-01 взлетел 7 февраля 2001 г. Всего по условиям контракта предполагалось построить в Иране 80 самолетов
1гАп-140 с постепенным повышением степени локализации их производства, но всё ограничилось только десятью облетанными машинами, изготовленными на HESA на основе самолето-комплектов планера, получаемых из Харькова с ХГАПП и двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1 с запорожского АО «Мотор Сич».
IrAn-140 №90-01 был восстановлен после аварийной посадки с пожаром двигателя, произошедшей 12 августа 2005 г., и затем использовался для создания на НЕSА
специализированного патрульного самолета. Машины №90-02 и 90-03 выпуска 2003 и 2005 гг. сначала эксплуатировались в авиакомпании Safiran, а в 2007 г. были
переданы Полиции Ирана. Самолет №90-04 (ЕР-ЭРО), построенный в 2007 г., потерпел катастрофу при заходе на посадку из-за ошибки экипажа в тренировочном полете 15
февраля 2009 г. (погибло пять человек).
В 2008 г. были собраны и облетаны следующие IrAn-140 - №90-05 и 90-06 (ЕР-ОРА и ЕР-ОРВ), в 2009 г. - №90-09 (ЕР-ОРС) и в марте 2012-го - №90-10 (ЕР-ОРО),
которые были переданы в эксплуатацию в созданную при заводе-изготовителе авиакомпанию НЕSА Airlines. Кроме того, в 2011 г. был испытан борт №90-07, а в октябре
2012-го взлетел самолет №91-02 - последний из собранных в Иране IrAn-140, но в эксплуатацию они не передавались. Находившиеся на сборке на НЕSА машины №90-08,
91-01 и 91-03 к моменту прекращения сотрудничества с украинской стороной в первой половине прошлого десятилетия завершены не были.
10 августа 2014 г. при выполнении пассажирского рейса из столичного аэропорта Мехрабад из-за отказа двигателя на взлете и превышения допустимой взлетной массы
потерпел катастрофу IrAn-140 №90-05 (ЕР-ОРА), в которой погибло 40 человек (еще 8 пассажиров были ранены, но выжили). На момент авиационного происшествия налет
машины составлял 1405 часов при 1058 посадках. После этой катастрофы иранские авиационные власти приняли решение об остановке эксплуатации всех остающихся
IrAn-140.
Тем не менее, спустя какое-то время на НЕSА продолжились работы по созданию на базе имевшегося задела новых модификаций. Машина была
оптимизирована для эксплуатации в сложных климатических условиях и предназначена для решения различных задач. К примеру, это перевозка грузов, эвакуация
раненных и переброска личного состава.
Одной из них и стал транспортный самолет, получивший название Simorgh. Для него иранские специалисты самостоятельно спроектировали и изготовили новую хвостовую
часть фюзеляжа с грузовой рампой. Презентация собранной машины прошла на НЕSА в мае 2022 г., а спустя год она выполнила свой первый полет.
По данным в индийских средствах массовой информации, Simorgh способен перевозить различные грузы массой до 6 тонн со скоростью до 533 км/ч в интересах как
военных, так и гражданских заказчиков. Сообщается, что максимальная дальность полета нового «грузовика» составляет 3900 км, а для взлета ему достаточно полосы
длиной 1450 м (для посадки - 900 м). О том, как дальше будет развиваться программа «Симурга», пока не известно.
Несмотря на то, что теперь опытный иранский Simorgh с большой долей вероятности взлетел с ранее поставленным Ирану украинским комплектом двигателей
ТВ3-117ВМА-СБМ1, вопрос по силовым установкам для серийного производства Симорга остается открытым. Тем не менее ряд иранских источников ранее сообщали,
что в рамках подписанного в апреле этого года меморандума России и Ирана о сотрудничестве в сфере авиации, для производства Симорга планируется закупать
российские двигатели ТВ7-117СТ, разработанные в «ОДК-Клиаов» для перспективных российских самолётов Ил-112В и Ил-114-300.