Поступившие в 60-е гг. на вооружение Дальней Авиации и Авиации
ВМФ самолеты Ту-22РД, Ту-22КД, Ту-22ПД и Ту-22УД
с системой приема топлива "конус-штанга"
дозаправлялись от танкеров ЗМС, которым,
прежде чем выйти в зону заправки,
приходилось лететь практически через
всю европейскую часть страны. Поэтому
родилась идея создания для Ту-22 более
легкого самолета-заправщика, который
мог бы базироваться на тех же или
близких по классу аэродромах, что и Ту-22,
в частности, в Украине и в Белоруссии.
Поэтому ВВС выступили с инициативой
создать заправщик Ту- 16 с системой "конус-штанга",
специализированный для работы с Ту-22.
Систему заправки
полностью взяли с ЗМС, уменьшился лишь
запас перекачиваемого топлива.
Оборудование, размещенное в грузовом
отсеке, было съемным, что позволяло
конвертировать самолет в
бомбардировщик. Для облегчения
выдерживания строя при дозаправке (что
входило в обязанности летчика
заправляемого самолета) на Ту-16Н вдоль
фюзеляжа снизу наносилась красная
полоса. Всю систему отработали на Ту-16
No.1882401, а начиная с 1963 г., на авиазаводе No.22
в новый заправщик, получивший
обозначение Ту-16Н или изделие "НН",
переоборудовали несколько машин.
При освоении системы
дозаправки Ту-22 от Ту-16Н в частях Дальней
Авиации был выявлен ряд недостатков
Поэтому в 1970 г. ВВС и МАП приняли
совместное Решение по доработке системы,
в частности, установки фар ФР-100 для
освещения зоны заправки. В начале 1971 г.
Ту-16Н No.1882202 с доработками прошел
испытания в ГК НИИ ВВС, после чего
переделали все строевые заправщики.
Ту-16НН - такое обозначение
получили Ту-16(3), переоборудованные в 1969 г.
по системе "конус-штанга". При этом
демонтировали оборудование уборки-выпуска
топливного шланга системы крыльевой
заправки, расходный топливный бак и
светотехническое оборудование этой
системы, а также пушечную установку ПУ-88.
Вновь устанавливались новый расходный
топливный бак с насосами, новое
светотехническое оборудование,
аппаратура управления и контроля за
процессом заправки, аппаратура радиовстречи. Внешне Ту-16НН отличался от
Ту-16Н только аэродинамическими шайбами
на законцовках крыла, оставшимися отТу-16(3),
и дюралевыми накладками на местах
снятого светотехнического оборудования
прежней системы. Поэтому в ВВС и во
многих документах оба самолета
назывались одинаково - Ту-16Н. Всего в Ту-16НН
доработали 20 машин.
Во
второй половине 50-х гг. один из серийных
Ту-16 доработали для участия в испытаниях
по дозаправке в полете по системе "конус-штанга",
но уже в качестве заправляемого
самолета. Штанга располагалась перед
фонарем кабины пилота Рядом с ней
размещались две фары подсвета штанги, а
на киле - БАНО зеленого цвета,
сигнализирующие о фиксации контакта
штанги с конусом. В самолете была
проложена топливная магистраль от
штанги к бакам No.No.2, 3,4 и 5, кроме того,
доработана система сжатого воздуха для
управления штангой, установлена новая
топливная автоматика и аппаратура
управления системой дозаправки.
Несмотря на успешные испытания,
дорабатывать строевые Ту-16 не стали.
Машина Ту-16Д послужила летающей лабораторией
для отработки системы дозаправки
ракетоносцев Ту-95КД и Ту-22КД.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16Н |
Размах крыльев, м |
32.99 |
Длина, м |
34.80 |
Высота, м |
10.36 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37730 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
992 |
крейсерская |
780 |
Перегоночная дальность, км |
5000 |
Дальность полета, км |
4800 |
Боевой радиус действия, км |
2500 |
Практический потолок, м |
14500 |
Экипаж, чел |
7 |
Вооружение: |
две 23-мм пушки АМ-23 |
Полезная нагрузка: |
9800 кг топлива |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|