Еще на стадии проектирования рассматривались
различные возможности увеличения
дальности Ту-16, в т.ч. внедрение системы
заправки топливом в полете. В начале 50-х
гг. первый вариант системы крыльевой
заправки был отработан на Ту-4 и частично
освоен ВВС. Хотя общее количество
заправщиков и заправляемых самолетов не
превышало десяти машин, полученный
практический опыт позволял надеяться на
успешное переоборудование Ту-16 в
кратчайшие сроки. 17 сентября 1953 г. вышел
приказ МАП No.44, который
предписывал ОКБ-156 А.Н.Туполева и всем
другим самолетостроительным
коллективам впредь проектировать все
бомбардировщики только с системой
заправки топливом в полете. ОКБ-918,
которым руководил Главный конструктор С.М.Алексеев,
предписывалось продолжить работы по
созданию стандартного оборудования
заправки для Ту-16 по согласованию с ОКБ А.Н.Туполева.
Систему требовалось предъявить на
госиспытания в 3-м квартале 1954 г.
26 мая 1954 г вышло очередное
Постановление Совета Министров No.1013-438, а
3 июня - соответствующий приказ МАП No.354,
согласно которым задавалась скорость
перекачки топлива 2000 л/мин, а срок
предъявления на Госиспытания
переносился на 4-й квартал. ВВС обязывали
в период лета-осени 1954 г. передать
промышленности три серийных Ту-16 для
переделки в самолеты-заправщики. Для
этого были выделены первые серийные Ту-16
No.1880001 и No.1880101 куйбышевского авиазавода.
В дальнейшем в опытный самолет,
предназначенный для исследований
возможности дозаправки по крыльевой
схеме МиГ-19, был переоборудован и Ту-16
No.1880301. Однако проведенные в 1955-1956 гг. испытания
показали нецелесообразность применения
такой системы для дозаправки
истребителей.
Вариант крыльевой
заправки, принятый для Ту-16, отличался от
разработанного для Ту-4. Заправщиком
являлся переоборудованный серийный
бомбардировщик, причем в случае
необходимости в полевых условиях можно
было провести обратную операцию путем
освобождения грузового отсека от
заправочного "хозяйства" (в дальнейшем
с заправщиков прицелы ОПБ-11Р все-таки
были сняты, и они утратили возможность
обратного переоборудования) Та часть
системы заправки, которая
устанавливалась на заправляемом
самолете, имела небольшой вес и не
ухудшала его аэродинамики.
Первый заправщик
предъявили на испытания в 1955 г. Доводка
системы заняла почти полтора года, и,
начиная с 1957 г., ее начали устанавливать
на Ту-16 на всех трех выпускавших его
заводах. В общей сложности, согласно
документам ОКБ-156, в качестве танкеров
для крыльевой заправки было оборудовано
114 бомбардировщиков Ту-16 (по другим
документам, всего - 46). Заправщики
назывались Ту-16 "Заправщик", Ту-16(3), Ту-16Ю, а также - изделие "НЗ". После
непродолжительного времени обозначение Ту-16(3)
стало применяться без скобок - Ту-163. Для
приема топлива в воздухе был доработан
571 самолет, что составило более трети от
всего числа выпущенных Ту-16.
Заправляемые Ту-16 различных модификаций
имели в своем названии дополнение "ЗА" ("заправляемый").
Например, Ту-16Р(ЗА), Ту-16К-10(ЗА) и т.д.
Однако со временем это дополнение
отпало, т.к. в строю остались практически
только заправляемые самолеты.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16Ю |
Размах крыльев, м |
32.99 |
Длина, м |
34.80 |
Высота, м |
10.36 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37730 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
992 |
крейсерская |
780 |
Перегоночная дальность, км |
5000 |
Дальность полета, км |
4800 |
Боевой радиус действия, км |
2500 |
Практический потолок, м |
14500 |
Экипаж, чел |
7 |
Вооружение: |
две 23-мм пушки АМ-23 |
Полезная нагрузка: |
9800 кг топлива |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|