Казанское Федеральное Государственное унитарное предприятие имени С.П.Горбунова - один из старейших самолетостроительных центров страны. Авиазавод в Казани был основан еще в
1932 г. До Великой Отечественной войны там производили самолеты ДБ-А, Пе-2, Пе-8, Ли-2 и пр. А в ноябре 1941 г. на его территорию эвакуировали Московский авиазавод имени
С.П.Горбунова (ГАЗ-22), первым в стране освоивший выпуск цельнометаллических самолетов АНТ-3, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-40 конструкции А.Н.Туполева. 26 декабря 1941 г. оба этих предприятия
интегрировали в одно, присвоив ему имя С.П.Горбунова. Таким образом, слились традиции и опыт двух ведущих авиастроительных заводов страны - казанского и московского.
В годы войны Казань выпустила более 10.000 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, а также около 80 дальних бомбардировщиков Пе-8. В послевоенный период там строили тяжелые боевые и
транспортные машины - Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-160, Ту-104, Ил-62М.
Хотя авиазавод проектировали под строительство преимущественно боевой авиатехники, в последнее десятилетие прошлого века ему пришлось шире осваивать выпуск гражданских ВС.
Сегодня большие надежды предприятие возлагает на производство среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214 (правительственное Постановление о развертывании этой работы на КАПО
принято в 1992 г.).
Впервые поднявшийся в воздух 21 марта 1996 г. Ту-214 - усовершенствованный вариант среднемагистрального лайнера Ту-204 (в связи
с чем ранее носил обозначение Ту-204-200). По основным экономическим и ЛТХ машина соответствует
Boeing 757 и Airbus А-320. Лайнер оснащен двумя ТРДД ПС-90А и способен брать на борт до
212 пассажиров. Крейсерская скорость самолета составляет 810-850 км/ч, практическая дальность полета - 7200 км, удельный расход топлива - 18,3 г на пассажиро-километр - весьма
высокий на сегодня показатель.
Самолет сертифицирован Международным авиарегистром 29 декабря 2000 г. (СТ198 Ту-214), его типовая конструкция соответствует требованиям сертификационного
базиса СБ-124 от 28 декабря 2000 г. и позволяет эксплуатацию с взлетной массой 110750 кг. Это резко подняло интерес к лайнеру у
авиакомпаний, поддерживающих линии большой протяженности.
Увеличение дальности полета до 7200 км при коммерческой нагрузке 25.200 кг позволяет эффективно, с полной загрузкой, эксплуатировать Ту-214 на линии Москва-Хабаровск и других
трассах повышенной протяженности. Не случайно первым покупателем лайнера стала хабаровская авиакомпания "Дальавиа" (Dal Avia).
В мае 2001 г. дальневосточным авиаторам по "классической" схеме лизинга был передан первый Ту-214 с бортовым номером 64502. Ранее
для постройки самолета было заключено пятистороннее соглашение между правительством Татарстана, администрацией Хабаровского края, КАПО, компанией "Дальавиа" и московским ЗАО
"Финансовая лизинговая компания" (ФЛК). Последняя выступила в качестве лизингодателя, который для пилотного проекта привлекал бюджетные средства республики Татарстан и Хабаровского
края.
Акт приемки нового лайнера прошел весьма торжественно: символический ключ от самолета был вручен его экипажу президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Вслед за первым Ту-214
"Дальавиа" получила и вторую машину (бортовой номер 64503). В 2004 г. к ним присоединился третий самолет (бортовой номер 64507), конструкция которого учитывала все доработки,
обусловленные дополнительными требованиями эксплуатантов. Оценивая эффективность первых лет эксплуатации Ту-214, гендиректор "Дальавиа" Павел Севастьянов заявил, что все техусловия
на проектирование самолета выдержаны.
К декабрю 2004 г. общий налет "двести четырнадцатых" в "Дальавиа" составил 13.768 ч, а среднемесячный налет одного самолета превысил 200 ч. За три года эксплуатации два
первых"дальневосточных" Ту-214 выполнили 1512 парных рейсов. В том числе 1262 - на внутренних линиях и 250 - на международных, перевезя в общей сложности более 190.000 пассажиров.
При этом удалось обеспечить высокий уровень безопасности авиаперевозок. При общем налете около 10.000 ч имели место всего два отказа: на земле выявлен отказ электромеханизма
заслонки отбора воздуха на СКВ и в полете отказал гидропривод ГП-26. Таким образом, на один инцидент пришлось более 5000 ч налета.
Из года в год улучшаются и экономические показатели машины. Будучи убыточным в первый год эксплуатации, уже по итогам 2003 г. Ту-214 принес компании "Дальавиа" прибыль (и это
при огромных затратах на создание базы технической и летной эксплуатации!). К ноябрю 2004 г. КАПО выпустило семь серийных Ту-214. Помимо упомянутых трех машин, находящихся в
эксплуатации, в ближайшее время авиакомпания получит еще две.
"Дальавиа" расширяет географию полетов своих "двести четырнадцатых". Освоены беспосадочные маршруты из Хабаровска в Москву, Японию, Китай, Сингапур, Южную Корею. В стадии
освоения - новые трассы, связывающие Хабаровск с Санкт-Петербургом, Киевом, Самарой, Петропавловском-Камчатским. Авиакомпания активно использует Ту-214 для международных регулярных
и чартерных рейсов. Если в 2001 г на новых машинах было выполнено лишь два парных международных рейса, то уже в 2002 г. их число достигло 92.
Всего за первые три года эксплуатации Ту-214 "Дальавиа" совершили 214 парных регулярных рейсов, связав Хабаровск с городами Ниигата и Аомори (Япония), Сеул(Республика Корея) и
Гуанчжоу (КНР). Выполняли чартерные полеты в Сингапур и на о.Санья. По утверждению представителей авиакомпании, на линии Хабаровск-Москва-Хабаровск использование Ту-214 вместо
Ил-62М (сопоставимой пассажировместимости) позволяет экономить 50 т авиационного топлива.
Еще один эксплуатант Ту-214 - ГТК "Россия". Ей недавно передали три самолета. Новые ВС выполняют регулярные международные рейсы из "Шереметьево-2" в Дели, Мумбай (Индия),
Тель-Авив (Израиль) и Улан-Батор (Монголия), а также совершают перелеты из Стамбула (Турция) в Хиву (Узбекистан). Осуществляют и чартерные рейсы в Новосибирск и Адлер. При этом
лайнеры эксплуатируют интенсивно. Так, Ту-214 авиакомпании "Россия" с бортовым номером 64504 налетал в ноябре 2004 г. 352 ч. Среди заказчиков лайнера - компания
Aviast Air (три пассажирских Ту-214 и один грузовой Ту-214С), Kras Air, Transaero.
Совершенствование самолета продолжается. В настоящее время разрабатывают усовершенствованный вариант лайнера -150-местный Ту-214Д, оснащенный тремя дополнительными топливными
баками и имеющий практическую дальность до 9200 км. Другим направлением эволюции является создание грузового варианта самолета -Ту-214С, оснащенного боковым грузовым люком и
способного принимать на борт стандартные контейнеры и поддоны.
При желании заказчика возможна поставка самолетов Ту-234 с двигателями зарубежного производства - RB211-535E4 и пр.
Потребность отечественного рынка в самолетах семейства Ту-214 характеризуется тем, что сегодня 75% российской гражданской авиатехники практически выработало ресурс и нуждается в
скорейшей замене. По данным министерства транспорта РФ, к 2010 г. половина парка самых "работающих" самолетов - Ту-154М, Ту-154Т и Ту-134 - будет списана. Только в прошлом году
авиакомпании России сняли с эксплуатации 170 лайнеров, отлетавших свой срок. Примерно столько же машин прекратят полеты в 2005 г.
Между тем, наряду с "ужиманием" самолетного парка, постоянно растет объем пассажирских перевозок в России. Причем этот процесс идет достаточно быстро. Однако сегодня российские
авиаперевозчики эксплуатируют лишь 34 машины 4-го поколения отечественного производства (Ил-96, Ту-204,
Ту-214, Ил-114 и Ан-38), полностью соответствующих мировым требованиям. Они летают в 12 авиакомпаниях и выполняют лишь семь процентов всего объема перевозок. Остальные самолеты
относятся к технике 2-го и 3-го поколений или к "иномаркам".
В этих условиях потребность России в самолетах семейства Ту-214 оценивается в 50 единиц в год. Совокупный объем российского рынка может достичь 1,1 млрд. долл., а европейского -
2,5 млрд. долл. Ту-214 имеет все шансы занять достойное место на авиалиниях России. Однако это в значительной степени зависит от господдержки отечественного авиастроения, все еще
сохраняющего высокий потенциал.