В 1957 году авиакомпания "British Overseas Airways Corporation" (BOAC)
объявила о намерении приобрести новый авиалайнер, способный перевозить груз
массой 15 422 кг на дальность до 6437 км. В ответ на это компания "Vickers"
разработала элегантный авиалайнер Type 1100 VC.10, который имел вместительный
герметизированный фюзеляж круглого сечения с расположением сидений по шесть в
ряд. Двигатели на самолете располагались в хвостовой части фюзеляжа (впервые
такой вариант расположения двигателей был применен компанией "Sud-Aviation" на
Caravelle), стреловидное крыло имело развитую механизацию для увеличения
подъемной силы, а хвостовое оперение было Т-образным стреловидным и свободным от
воздействия реактивной струи двигателя.
Прототип VC10 был облетан 29 июня 1962 года, сертификат типа авиалайнер получил
23 апреля 1964 года, а через шесть дней компания BOAC вывела Type 1101 VC.10 на
линию Лондон - Лагос. Компания BOAC получила 12 Type 1101, оснащавшихся четырьмя
ТРД Conway RCo.42 тягой по 93,38 кН и рассчитанных на экипаж в составе 10
человек (летчики и бортпроводники), а также 115 пассажиров при смешанной
компоновке и 135 пассажиров в полностью одноклассной компоновке.
Впоследствии компания выпускала следующие модификации данного авиалайнера: в
целом схожий с Type 1101 вариант Type 1102 - два самолета для авиакомпании "Ghana
Airways" (второй экземпляр имел большую грузовую дверь); Type 1103 - три
самолета для "British United Airways", в целом идентичные Type 1102; Type 1106 -
14 самолетов для Командования тыла британских ВВС, которые использовались в
качестве многоцелевых; один Type 1109 - переоборудованный прототип Type 1100,
который был оснащен крылом по типу Type 1106 и затем продан компании "Laker
Airways". Стратегические военно-транспортные самолеты Type 1106 британских ВВС
получили военное обозначение VC.10 C.Mk.1 и отличались доработанным крылом, более
мощными двигателями Conway RCo.43 и увеличенным запасом топлива. Бортовой
комплекс обороны британских VC10 включал станцию предупреждения о
радиолокационном облучении и систему Matador IRCM в составе двух установленных
под крылом станций постановки ИК помех ГСН ракет.
VC10 C.Mk.1 зарекомендовали
себя в британских ВВС с самой наилучшей стороны. Первым 26 ноября 1965
года в воздух поднялся XR806, который был позже поврежден и списан в
1999 году. Основной задачей C.Mk 1(K) была перевозка войск и грузов.
Первый вариант дольше всех находится на вооружении британских ВВС,
безупречно неся службу на протяжении почти пятидесяти лет. Он снят с
вооружения в сентябре 2013 года.
Первый
переоборудованный самолет-заправщик K.Mk 2, ZA141, был облетан в Филтоне
22 июня 1982 года. Выявленные структурные нарушения в киле привели к
тому, что на самолет установили хвостовое оперение бывшего гражданского
VC10, XX914, который незадолго перед этим был снят с эксплуатации и
передан НИИ авиации в Бедфорде. 9 июня 1983 года ZA141 был передан для
испытаний в Боскомб-Даун.
Переоборудование всех 13 самолетов VC10 C.Mk.1 в заправщики в 1990-е
годы существенно повысило боевые возможности британских ВВС. В их
салонах не устанавливались топливные баки, и самолеты могли
использоваться в качестве транспортных. Топливозаправочная штанга на
британских самолетах в 1970-1980 годы демонтировалась ввиду ее редкой
эксплуатации. Иногда перед очередным переоборудованием самолета в
воздушный танкер штанга на него устанавливалась вновь.
Модификации K.Mk 2 и K.Mk 3 оборудовались пятью топливными баками,
которые устанавливались в фюзеляже в бывшем пассажирском салоне самолета
и содержали 15910 л топлива. Погрузка баков на K.Mk 3 осуществлялась
через грузовую дверь, после чего она герметизировалась, а вот в случае с
K.Mk 2 фюзеляж приходилось разрезать. Шесть стандартных крыльевых баков
на всех VC10 вмещали в общей сложности 81480 л, плюс - топливо в
опциональном килевом баке, а также по 91 л топлива в каждом из ТЗА.
Самолет-заправщик K.Mk 3, мог использовать все три топливозаправочных
агрегата. Через подкрыльевые ТЗА заправщик мог передавать до 1000
кг/мин, а через центральный ТЗА - вдвое больше. Последний обычно
применялся для заправки больших самолетов.