Уголок неба ¦ Vickers-Armstrong VC.10

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация транспортные
   VC.10
       
Разработчик: Vickers-Armstrong
Страна: Великобритания
Первый полет: 1966
Тип: Стратегический военно-транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1957 году авиакомпания "British Overseas Airways Corporation" (BOAC) объявила о намерении приобрести новый авиалайнер, способный перевозить груз массой 15 422 кг на дальность до 6437 км. В ответ на это компания "Vickers" разработала элегантный авиалайнер Type 1100 VC.10, который имел вместительный герметизированный фюзеляж круглого сечения с расположением сидений по шесть в ряд. Двигатели на самолете располагались в хвостовой части фюзеляжа (впервые такой вариант расположения двигателей был применен компанией "Sud-Aviation" на Caravelle), стреловидное крыло имело развитую механизацию для увеличения подъемной силы, а хвостовое оперение было Т-образным стреловидным и свободным от воздействия реактивной струи двигателя.

Прототип VC10 был облетан 29 июня 1962 года, сертификат типа авиалайнер получил 23 апреля 1964 года, а через шесть дней компания BOAC вывела Type 1101 VC.10 на линию Лондон - Лагос. Компания BOAC получила 12 Type 1101, оснащавшихся четырьмя ТРД Conway RCo.42 тягой по 93,38 кН и рассчитанных на экипаж в составе 10 человек (летчики и бортпроводники), а также 115 пассажиров при смешанной компоновке и 135 пассажиров в полностью одноклассной компоновке.

Впоследствии компания выпускала следующие модификации данного авиалайнера: в целом схожий с Type 1101 вариант Type 1102 - два самолета для авиакомпании "Ghana Airways" (второй экземпляр имел большую грузовую дверь); Type 1103 - три самолета для "British United Airways", в целом идентичные Type 1102; Type 1106 - 14 самолетов для Командования тыла британских ВВС, которые использовались в качестве многоцелевых; один Type 1109 - переоборудованный прототип Type 1100, который был оснащен крылом по типу Type 1106 и затем продан компании "Laker Airways". Стратегические военно-транспортные самолеты Type 1106 британских ВВС получили военное обозначение VC.10 C.Mk.1 и отличались доработанным крылом, более мощными двигателями Conway RCo.43 и увеличенным запасом топлива. Бортовой комплекс обороны британских VC10 включал станцию предупреждения о радиолокационном облучении и систему Matador IRCM в составе двух установленных под крылом станций постановки ИК помех ГСН ракет.

VC10 C.Mk.1 зарекомендовали себя в британских ВВС с самой наилучшей стороны. Первым 26 ноября 1965 года в воздух поднялся XR806, который был позже поврежден и списан в 1999 году. Основной задачей C.Mk 1(K) была перевозка войск и грузов. Первый вариант дольше всех находится на вооружении британских ВВС, безупречно неся службу на протяжении почти пятидесяти лет. Он снят с вооружения в сентябре 2013 года.

 Первый переоборудованный самолет-заправщик K.Mk 2, ZA141, был облетан в Филтоне 22 июня 1982 года. Выявленные структурные нарушения в киле привели к тому, что на самолет установили хвостовое оперение бывшего гражданского VC10, XX914, который незадолго перед этим был снят с эксплуатации и передан НИИ авиации в Бедфорде. 9 июня 1983 года ZA141 был передан для испытаний в Боскомб-Даун.

Переоборудование всех 13 самолетов VC10 C.Mk.1 в заправщики в 1990-е годы существенно повысило боевые возможности британских ВВС. В их салонах не устанавливались топливные баки, и самолеты могли использоваться в качестве транспортных. Топливозаправочная штанга на британских самолетах в 1970-1980 годы демонтировалась ввиду ее редкой эксплуатации. Иногда перед очередным переоборудованием самолета в воздушный танкер штанга на него устанавливалась вновь.

Модификации K.Mk 2 и K.Mk 3 оборудовались пятью топливными баками, которые устанавливались в фюзеляже в бывшем пассажирском салоне самолета и содержали 15910 л топлива. Погрузка баков на K.Mk 3 осуществлялась через грузовую дверь, после чего она герметизировалась, а вот в случае с K.Mk 2 фюзеляж приходилось разрезать. Шесть стандартных крыльевых баков на всех VC10 вмещали в общей сложности 81480 л, плюс - топливо в опциональном килевом баке, а также по 91 л топлива в каждом из ТЗА.

Самолет-заправщик K.Mk 3, мог использовать все три топливозаправочных агрегата. Через подкрыльевые ТЗА заправщик мог передавать до 1000 кг/мин, а через центральный ТЗА - вдвое больше. Последний обычно применялся для заправки больших самолетов.





 Модификации :
 VC.10 С.Mk.1  первая серийная модификация.
 VC.10 К.Mk.2  вариант самолета заправщика на базе VC.10 С.Mk.I.
 VC.10 К.Mk.3

 обозначение 4 переоборудованных в самолет заправщик гражданских Vickers Type 1154 Super.

 VC.10 К.Mk.4  модификация 1981 года версии VC.10 К.Mk.2 c новой электроникой, в том числе системой TACAN.
 VC.10 C.Mk.1K  обозначение 13 машин в роли конвертируемого транспортный самолета/заправщика на баз VC.10 С.Mk.1.



 ЛТХ:
Модификация   VC.10 С.Mk.1
Размах крыла, м   44.55
Длина самолета,м   48.38
Высота самолета,м   12.04
Площадь крыла,м2   272.38
Масса, кг  
  пустого самолета   66224
  максимальная взлетная   146510
Внутреннее топливо, л   88033
Тип двигателя   4 ТВД Rolls-Royce Conway RCo.43 Mk 301
Тяга, кН   4 х 96.97
Максимальная скорость, км/ч   935
Крейсерская скорость, км/ч   880
Практическая дальность, км   11741
Дальность действия, км   6273
Практический потолок, м   12800
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   150 пассажиров или 78 носилок с сопровождающими или 61 сидячих раненых с сопровождающими или 26037 кг груза


 Доп. информация :


  Чертеж "Vickers VC.10 C.Mk.1"
 Фотографии:

 VC.10 C.1 (c) Fred Willemsen
 VC.10 C.1 (c) Alex Christie
 VC.10 C.1K (c) Alistair Bridges
 VC.10 C.1K (c) Darren Randle
 VC.10 K.2 (c) Mike Free
 VC.10 K.3 (c) Ben Montgomery
 VC.10 K.4 (c) Neil Jones
 VC.10 K.4 (c) Neil Jones
 Грузовой отсек VC.10 C.1K (c)John Gregory
 Кабина пилотов VC.10 C.1K (c) Tamas Martenyi

 Схемы:

 VC.10 C.Mk.1
 Компоновочная схема VC.10 K.Mk.2
 Компоновочная схема VC.10 K.Mk.3

 Варианты окраски:

 Медико-эвакуационный VC.10 C.1
 VC.10 K.2
 VC.10 K.3

 



 

Список источников:

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Warplanes. Modern Fighting aircraft
Crowood. Lance Cole. Vickers VC10
Airliner World. VC10 : The Story of a Classic Jet Airliner
Aeroplane Monthly 2007-09. Barry Jones. Database : Vickers VC10
Air International 1980-10. VC 10: Transport to Tanker
L+K 1981-12. Jan Tomcik. BAC (Vickers) VC-10, Super VC -10


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: