Новая страница в биографии "Викторов" открылась после
"перепрофилирования" их из бомбардировщиков в самолеты-заправщики. Работы по созданию
"танкерного" варианта самолета
были вынужденными, начавшимися "не от хорошей жизни". В 1964-м в конструкции лонжеронов крыла основного самолета-заправщика британских ВЕС -
"Вэлиент" (переоборудованного из высотного
бомбардировщика) - были обнаружены усталостные трещины и начались спешные поиски вариантов замены этой машины.
После поступления на вооружение бомбардировщиков
"Виктор" В.Мк.2 появилась возможность вывести более старые машины "Виктор" В.Мк.1 из боевого состава ВВС и переоборудовать их в самолеты-заправщики. Первый
"танкер" "Виктор" В (К) Мк.1А впервые поднялся в воздух в апреле 1965 г. Он был оснащен двумя подкрыльевыми узлами дозаправки Мк.20В. Кроме того, в бомбовом отсеке предполагалось разместить агрегат дозаправки Мк.17 со шлангом увеличенной длины, а также дополнительный топливный бак. Однако
острая потребность в самолетах-заправщиках потребовала принятия экстренных мер, и уже в мае 1965-го на вооружение поступил первый из шести заправщиков
"Виктор" В.(К) Мк.1А, имеющих лишь подкрыльевые заправочные агрегаты (в
фюзеляже могло размещаться стандартное бомбовое вооружение). Первый "трехточечный" заправщик
"Виктор" с агрегатом Мк.17 поднялся в воздух в ноябре 1966-го.
Всего было поставлено 24 таких самолета, 10 переоборудованных бомбардировщиков
"Виктор" Мк.1 получили обозначение "Виктор" К.Мк.1, 14 "Виктор" В.Мк.1А были переделаны в заправщики
"Виктор"
К.Мк.1А.
Несмотря на высокие характеристики новых
"летающих танкеров", они обладали весьма существенным недостатком. Низкая удельная тяговооруженность не
позволяла эксплуатировать эти самолеты на аэродромах с относительно короткой ВПП в условиях высоких температур. Полностью заправленные топливом машины не могли летать в дневные часы с британских
авиабаз, расположенных в Бахрейне, Гане или Кипре. В этом случае для выполнения боевой задачи требовалось вместо одного, задействовать два заправщика. Один
"Виктор", взлетавший с неполной
нагрузкой, дозаправлял в воздухе "под завязку", другой заправщик, также взлетавший полупустым, после чего последний шел в расчетную точку отдавать свое топливо боевому или военно-транспортному
самолету. В 1968-м начались предварительные исследования самолета-заправщика на базе бомбардировщика
"Виктор" В.Мк.2, имевшего более высокую тяговооруженность, что позволяло использовать его в
любых климатических условиях с полной взлетной массой. Предполагалось установить на самолете ПТБ, увеличить запас топлива во внутренних баках, несколько усилить конструкцию, установить новое
навигационное оборудование и снабдить катапультными креслами всех членов экипажа.
Работы по техническому проектированию новой модификации начались в 1969-м. Для переоборудования под заправщики
выделили 21 самолет "Виктор" В.Мк.2R и один "Виктор" В.Мк.1, который предполагалось использовать в качестве учебного. Однако в 1970-м фирма Хэндли Пейдж, столкнувшаяся с финансовыми трудностями,
была ликвидирована. Работы по уже начатой программе продолжала фирма Хаукер Сиддли. Переоборудование первого
"Виктора" В.Мк.2 в заправщик "Виктор" К.Мк.2 закончены в марте 1972-го, а в 1974-м
работы по модификации всех самолетов были завершены. В их бомбовых отсеках смонтировали два дополнительных топливных бака, вмещающих по 7264 кг топлива. Под крылом подвешивалось два заправочных
агрегата "Мк.20В", в фюзеляже устанавливался агрегат с более высокой производительностью
"Мк.17".
Служба бомбардировщиков "Виктор" в строю Королевских ВВС закончилась мирно, но вот самолетам-заправщикам пришлось
повоевать дважды. В 1982 г. вспыхнул англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов. Англия, удаленная от ТВД на расстояние почти 13000 км, оказалась в весьма трудном положении:
потребовалось развернуть в другом полушарии значительные авиационные силы и обеспечить их эффективное боевое применение против неприятеля, располагающего вполне современной авиацией. Своеобразной
тыловой базой англичан стал остров Вознесения - небольшой клочок суши, омываемый водами Атлантики. После начала войны на остров было переброшено 15 самолетов
"Виктор" - почти 2/3 всего парка
летающих танкеров Великобритании. Самолеты выполняли дозаправку в воздухе истребителей-бомбардировщиков
"Харриер", бомбардировщиков "Вулкан", патрульных самолетов "Нимрод", военно-транспортных
самолетов "Геркулес" и КС-10. Всего за время конфликта было выполнено около 600 дозаправок в воздухе. В 1991 г., во время конфликта в районе Персидского залива, несколько самолетов
"Виктор" К.Мк.2
вновь были использованы в боевых условиях для обеспечения вылетов британской ударной и военно-транспортной авиации. К началу 1993 г. 14 заправщиков
"Виктор", последних самолетов серии "V", еще
продолжали нести службу в составе британских ВВС.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Victor K.Mk.2 |
Размах крыла, м |
34.44 |
Длина самолета, м |
35.03 |
Высота самолета, м |
8.57 |
Площадь крыла, м2 |
204.38 |
Масса, кг |
|
пустого |
51936 |
нормальная взлетная |
86400 |
максимальная взлетная |
107955 |
Тип двигателя |
4 ТРД Rolls-Royce Conway RCo.17 Mk.201 |
Тяга нефорсированная, кгс |
4 x 9340 |
Максимальная скорость, км/ч |
966 |
Крейсерская скорость, км/ч |
758 |
Практическая дальность, км |
7400 |
Практический потолок, м |
15240 |
Экипаж, чел |
5 |
Полезная нагрузка: |
55792 кг топлива |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|