История создания пассажирского "Викинга" восходит к самолету "Уорвик" с большой дальностью, разработанному в 1942-м под руководством Б.Н.Уоллеса. В период Второй мировой войны в
гражданской авиации авиакомпания "ВОАС" эксплуатировала 14 машин этого типа в Средиземноморье и Южной Африке. Основной недостаток лайнера - узкий фюзеляж малой вместимости послужил
поводом для создания нового транспортного самолета на основе все того же "Веллингтона", но с новым монококовым фюзеляжем.
Заказ Министерства снабжения и авиапромышленности Великобритании на проектирование самолета, первоначально именовавшегося "Веллингтон транспорт эркрафт", выдали в октябре
1944-го. "Викинг" VC-1 стал первым самолетом фирмы, с которого начался отход от традиционной для фирмы "Виккерс" со второй половины
1930-х геодезической конструкции. Конструктором "Викинга" был Р.К.Пиерсон.
Крыло и оперение с полотняной обшивкой, а также шасси с костыльным колесом и силовую установку позаимствовали у бомбардировщика "Веллингтон" и его дальнейшего развития "Уорвика".
Особого внимания заслуживают бесклапанные моторы "Геркулес" фирмы "Бристоль". "Геркулесы" имели те же конструктивные параметры (14 цилиндров, ход поршня 165 мм, диаметр цилиндра
146 мм, рабочий объем 38,7 л ), что и двигатели "Мистраль Мажор" фирмы "Гном-Рон". Однако если мощность лучшего из отечественных серийных моторов М-88, созданного на его базе,
достигла 1100 л.с., а опытного М-89 - 1300 л.с, то фирма "Бристоль" довела мощность "Геркулесов" последних серий до 2000 л.с. Ресурс между переборками "Геркулеса" составлял 1000
час.
Из особенностей оборудования стоит отметить наличие радиовысотомера. Было создано три прототипа "Викинга", первый из которых взлетел 22 июня 1945-го. "Викинг" стал первым
послевоенным лайнером, отвечавшим требованиям ИКАО к взлету с одним остановленным мотором. В топливные баки, расположенные в крыле и мотогондолах, заливалось до 4550 л бензина, что
обеспечивало дальность 2740 км при скорости 340 км/ ч на высоте 3000 м.
Менее чем через год в небо поднялся серийный лайнер. По заказу авиакомпании "ВЕА" ( "Британские европейские авиалинии") было выпущено 19 "Викингов" 1 ( тип 498 ). Их
эксплуатация началась рейсом Норфолк - Ставангер - Осло в августе 1946-го. Первые пассажирские "Викинги" перевозили 21 пассажира при экипаже из двух пилотов, бортрадиста и
стюардессы. В ходе эксплуатации "Викингов" выявилась неэффективность противообледенительной системы, (она унаследована от бомбардировщика конца 1930-х), не обеспечивавшей
требований для всепогодной эксплуатации пассажирского лайнера. Кроме того, выявилась непригодность полотняной обшивки для применения в осенне-зимний период. По этой причине в
декабре 1946-го 12 "Викингов" компании "ВЕА" сняли с европейских линиий. Семь машин она продала авиакомпаниям Азии и Африки.
Особенность крыльев геодезической конструкции - отсутствие стрингеров и нервюр, замененных сеткой из диагональных элементов, расположенных по геодезическим линиям (кратчайшее
расстояние между двумя точками на криволинейной поверхности). Основными силовыми элементами крыла являлись лонжероны и геодезическая сетка. Такое крыло получалось легче
классического, а из-за отсутствия нервюр его объем полностью использовался для размещения топливных баков.
Но геодезическую конструкцию нельзя было применять для скоростных самолетов, так как в полете полотняная обшивка не сохраняет заданный профиль крыла. Замена перкаля на жесткую
обшивку лишала геодезическое крыло весовых преимуществ. Однако фирма "Виккерс" вынуждена была бесплатно доработать машину по требованию компании "ВЕА". На центроплане дюралевые
листы приклепывали прямо на геодезический каркас. А консоли пришлось делать новые с классическим каркасом из лонжеронов, нервюр и стрингеров.
Доработанные самолеты, получившие обозначение "Викинг" 1А и 1Б, вернулись на линии в апреле 1947-го. Причем последние вмещали до 24 пассажиров, (в поздних вариантах до 27
человек). Внешне машины отличались увеличенной на 0,7 м длиной фюзеляжа и восемью (вместо семи) иллюминаторами. За что они именовались "длинноносыми". В конце 1947-го "Викинги"
вытеснили DC-3 на главных европейских линиях авиакомпании "ВЕА".
Производство лайнеров прекратилось в конце 1947-го, после выпуска 113 "длинноносых" и 48 "коротконосых" самолетов. Последними из них были восемь машин (тип 635) для одной из
южноафриканских авиакомпаний. 5 апреля 1948-го произошел трагический случай. "Викинг" 1Б "Вими" (регистрационный номер G-AIVP),
заходивший на посадку в аэропорт Гатов в Берлине, был сбит советским истребителем, срезавшим ему пушечной очередью правую консоль крыла. При этом находившиеся на борту экипаж и 10
пассажиров погибли. Спустя два года, ночью 13 апреля на "Викинге" 1Б "Виджилент" авиакомпании "ВЕА" произошел взрыв, сильно повредивший хвостовую часть фюзеляжа. Однако экипажу во главе с командиром Гарвеем удалось
посадить самолет с 31 пассажиром в Норфлоке. Причина взрыва осталась не известна, а в ходе ремонта хвостовую часть фюзеляжа пришлось усилить.
Доработанный "Викинг" стал эталоном для переделки еще семи машин, получивших наименование "Адмирал класс". Число пассажирских кресел в этих лайнерах довели до 32-36, взлетная
масса возросла до 16670 кг. Увеличение пассажировместимости позволило снизить тарифы на линии Лондон - Париж.
Флот "Викингов" в "ВЕА" стал с начала 1950-х вытесняться "Вайкаунтами". К 1954-му самолеты налетали полмиллиона часов и перевезли 3 миллиона пассажиров. "Викинги"
эксплуатировались компаниями многих стран, постепенно переходя во все более мелкие предприятия. Разрешение в 1956-м полетов в ФРГ, запрещенных более десяти лет назад, породили бум,
включавший туры в выходные дни. "Викинги" сдавались в аренду и совершали чартерные рейсы в Германию примерно 13 небольшими компаниями.
Для буксировки планеров, выброски парашютистов, перевозки войск и техники применялся десантно-транспортный самолет VC-1
-"Валетта". Основные отличия его от "Викинга" - двухстворчатый грузовой люк по левому борту с пассажирской дверью, усиленный пол грузовой кабины, увеличенное
остекление фонаря кабины пилотов, блистер над кабиной пилотов. Для загрузки колесной техники применялся приставной двухколейный трап с площадкой возле люка. На "Валетте"
устанавливались моторы "Геркулес" 230. Самолет имел экипаж из 4 человек и мог перевозить до 34 десантников.
На основе "Викинга" создали "летающий штурманский класс" "Вэрсити" (тип 698 ), рассчитанный на одновременное обучение семи человек. Внешне он отличался от пассажирского
увеличенным форкилем, размахом крыла, шасси с передней опорой, более длинным носом с обтекателем антенны РЛС, фонарем кабины экипажа по типу "Валетты", сдвинутым назад до середины
салона блистером, обтекателем второго радара под фюзеляжем, в котором также размещалось несколько фотокамер. Четыре "Валетты" и два "Вэрсити" эксплуатировались в английской
гражданской авиации. "Викинги" летали в гражданской авиации до середины 1970-х. До настоящего времени сохранилось три самолета в Голландии, по одному в
Малайзии, Йоганесбурге, в аргентинском и пакистанском военных музеях.