26 января 2013 года китайские СМИ сообщили о том, что первый прототип
тяжелого военно-транспортного самолета Y-20 поднялся в воздух с аэродрома
авиастроительного предприятия Xi'an Aircraft Industrial Corporation (ХАС),
расположенного в городе Яньлани. Первый прототип транспортника имеет бортовой
номер "20001". Головной опытный образец Y-20 появился на аэродроме предприятия
еще в декабре 2012 года, где с тех пор машина проходила наземные испытания. Как
заявляли ранее представители КНР, в настоящее время на мировом авиационном рынке
тяжелые военно-транспортные самолеты представлены лишь российским Ил-76 компании
"Ильюшин" и американским C-17 Globemaster III компании Boeing. До настоящего
времени лишь две страны: Россия и США были в состоянии разрабатывать и
производить самолеты такого класса.
Подъем в воздух Y-20 делает заявку ВВС Китая на создание собственного
военно-транспортного флота достаточно серьезной. Именно в этой области КНР в
настоящее время сильнее всего отстает от России и США. Впрочем, справедливости
ради стоит отметить, что на новом самолет в настоящее время используются
двигатели российского производства, а крылья для транспортника спроектировало
украинское ОКБ "Антонова". Когда именно КНР собирается закончить испытания
машины и принять военно-транспортный самолет Y-20 на вооружение пока еще
неизвестно. Активно над созданием данного самолета Китай работает с 2006 года.
"Успешный первый полет нового военно-транспортного самолета имеет важное
значение для укрепления национальной обороны КНР и экономики, а также для
расширения возможностей в области быстрого реагирования в случае чрезвычайных
происшествий и в области гуманитарных акций", – сообщается на сайте Минобороны
Китая. Военные эксперты говорят о том, что новый тяжелый транспортный самолет
собственного изготовления для китайских ВВС гораздо более важен, чем проект
многоцелевого истребителя 5-го поколения, который известен как "Чэнду J-20" и
уже совершил свой первый полет. Сегодня Китай очень сильно зависит от поставок
из России самолетов Ил-76 и их модификаций, при этом даже новая машина не сможет
обеспечить КНР полную самостоятельность от России и других авиапроизводителей из
СНГ.
Новый военно-транспортный самолет Y-20, по информации военных экспертов, начал
разрабатываться с 1990-х годов, а первоочередное госфинансирование проект
получил в 2006 году. Проект же нового "200-тонного транспортника" был утвержден
лишь тремя годами позднее, тогда же и начались работы по созданию летного
прототипа. Самолет Y-20 создавался по схеме четырехмоторного высокоплана со
стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Машина оснащена многостоечным убираемым шасси, а также специальной грузовой аппарелью,
размещенной в хвостовой части самолета.
Можно сказать, что Y-20 обладает традиционной для самолетов своего класса схемой.
Внешне машина напоминает российский Ил-76, который находится на вооружении ВВС
Народно-освободительной армии Китая. При этом китайский самолет обладает
меньшими размерами по сравнению с американским C-17 "Глоубмастер" III. Внешнее
сходство Y-20 с российским Ил-76 отмечают и СМИ. Самолеты обладают практически
одинаковыми размерами и устройством крыла, при этом у китайского самолета
отсутствует отдельная кабина штурмана, за счет чего его экипаж удалось уменьшить
до 3 человек. В то же время транспортный отсек самолета, по мнению военных
экспертов, по конструкции ближе к тому, что применяется на американском С-17.
В настоящее время в СМИ публикуются самые разнообразные характеристики новой
китайской машины. Y-20. В частности сообщается о том, что максимальная полезная
нагрузка Y-20 составляет 66 тонн, что на 6 тонн больше, чем у российского
Ил-76МФ. Самолет обладает экипажем из 3-х человек, длина фюзеляжа составляет 47
метров, размах крыла – 45 метров, максимальная высота – 15 метров. Максимальный
взлетный вес военно-транспортного Y-20 немногим более 200 тонн. Максимальная
дальность полета самолета с максимальной загрузкой ориентировочно составит 4400
км. Официально эти цифры пока что не озвучивались. Китайское телевидение
упоминало лишь о крейсерской скорости в 830 км/ч и 66 тоннах полезной нагрузки.
Даже с выпуском своего транспортника Китай сохранит зависимость от России, по
крайней мере, на первоначальном этапе. На первом поднявшемся в воздух Y-20
установлены 4 турбореактивных двигателя российского производства – это Д-30КП2
разработки ОКБ Соловьева еще 1960-х годов. Характеристики данных авиамоторов
уступают современным ТРДД ПС-90A, которые устанавливаются на новые российские
Ил-476. Поэтому тяга силовой установки военно-транспортного Y-20 уступает
аналогичному параметру нового российского проекта Ил-476. В будущем Китай
собирается сделать ставку на собственные двигатели WS-20, которые должны
устанавливаться на серийные Y-20, но на каком именно этапе находятся работы по
их разработке, сказать никто не может.
Во многом именно из-за применения двигателей устаревшей конструкции Y-20 по
своим летно-техническим характеристикам будет уступать новейшему российскому
военно-транспортному самолету Ил-476 (Ил-76МД-90А), который совершил своей
первый полет в октябре прошлого года. Максимальная дальность полета нового
российского транспортника – 5000 км., при максимальной загрузке, при этом новые
пермские двигатели ПС-90А-76 обеспечивают машине большую экономию топлива и
мощность, позволяя лететь со скоростью до 850 км/ч.
Помимо этого у экспертов вызывает сомнение и тот факт, что создание Y-20 велось
только лишь силами китайских инженеров. В настоящее время американские СМИ
открыто говорят о том, что крыло для нового китайского самолета проектировалось
на Украине в знаменитом КБ "Антонова". В то же время издание "Голос России"
сделало заявление о том, что в основу Y-20 лег нереализованный проект тяжелого
военно-транспортного самолета Ан-170.
В том случае, если проект самолета Y-20 будет удачным, и новые китайские машины
смогут продемонстрировать озвученные в прессе характеристики, КНР вполне сможет
замахнуться на выпуск приблизительно 300 машин данного типа. Это позволит
Поднебесной сформировать свой собственный стратегический военно-транспортный
флот, который по своим возможностям будет приближен к ВВС США и России, полагают
эксперты. Но прежде чем китайские военные смогут запустить в серийное
производство моторы WS-20 и оценить все способности Y-20, пройдет еще какое-то
время.
Стоит отметить и тот факт, что испытания нового тяжелого транспортного самолета
могут иметь и подтекст. Китай, если и не хочет напугать своих соседей, то
прибавить своим словам веса в ходе спора вокруг островов Дяоюйдао – Сэнкаку,
расположенных в Восточно-Китайское море, может. В настоящее время КНР продолжает
утверждать о том, что увеличение военной мощи страны не нацелено против
каких-либо определенных врагов, но военные расходы страны непрерывно растут. По
информации Стокгольмского института исследования проблем мира в 2012 году
оборонный бюджет КНР равнялся 143 млрд. долларов, а по прогнозам европейских
экспертов к 2015 году данная цифра может составить уже 238 млрд. долларов.