Китайские самолетостроители получили документацию на производство
Ан-2 в октябре 1956 г. Тогда, в годы первой
пятилетки Китая, в стране возникла потребность в небольшом самолете общего назначения,
и Ан-2 идеально подошел на эту роль. Базовым предприятием для постройки нового самолета выбрали
Государственный завод No.320 в Наньчане (ныне NAMC - Nanhang Aircraft Manufacturing Corporation - Наньчанская авиационно-производственная корпорация), который выпускал серийно учебный CJ-5
(китайская версия Як-18). В январе 1957 г. в Наньчань прибыли советские специалисты, среди которых - заместитель Антонова Н. П. Смирнов. В период освоения
Ан-2 прилежные китайцы освоили 6960
техпроцессов и изготовили около 3000 различных производственных приспособлений, внедрили новые для них методы агрегатной сборки самолета. В октябре первый китайский
Ан-2 (зав. No.0032001), получивший обозначение Y-5 ("Фонг Шу-2"), был построен. 7 декабря он поднялся в воздух, а в марте 1958 г. началось серийное производство этих машин. До конца года было выпущено 229 самолетов в
сельскохозяйственном варианте, а в следующем году - 114 пассажирских машин. До 1968 г. в Наньчане построили 727 экземпляров
"Фонг Шу-2" (18 серий, в каждой из которых насчитывалось не более 50
машин). Заводские номера этих самолетов включали семь цифр: первые две - номер серии, последующие - номер завода (320), затем указывался номер самолета в серии. Например,
No.1132006: 11 -серия,
320 - номер завода, 06 - номер самолета в серии.
В 1958 году была проведена модернизация исходной модели в 5-местный пассажирский самолет. В том же году была произведена опытная партия машин, большинство из
них использовались в ВВС. Позже компоновка пассажирского самолета была изменена на 11-местную в соответствии с требованиями гражданской авиации. На следующий
год был успешно построен опытный образец . В 1959 г. были испытаны и запущены в серийное производство обе модификации пассажирского самолета (5 и 11-местная) .
Позже он получил название Y-5-I (Jia). Всего было изготовлено и поставлено для местных линий гражданской авиации 114 самолетов.
В этом же году появился Y-5-II (Yi), скопированный в 1958 году по советским чертежам сельскохозяйственный вариант и в том же году запущенный в серийное
производство. Позже он получил обозначение Y-5-II (Yi) , всего было поставлено 229 машин.
В 1964 году на два самолета были установлены советские поплавки из алюминиевого сплава в соответствии с требованиями ВМФ. В том же году они успешно совершили
полет в Циндао. В 1966 году подобным образом были переделаны еще три машины, они получили обозначение Y-5-III (Bing). В 1965 году завод 320 приступил к
самостоятельному проектированию стеклопластиковых поплавков. В августе 1967 г. после завершения проектирования и сборки машины, на ней были совершены успешные
испытательные полеты. После прохождения аттестации, для нужд ВМФ было поставлено 6 самолетов. В 1965 г. также была спроектирована и специальная камера для
фотосъемки, но серийно она не выпускалась.
Модификация Y-5-IV (Ding) была спроектирована в соответствии с тактико-техническим заданием предложенным командованием ВВС в 1958 году на создание модификации
учебного бомбардировщика для обучения штурманов и экипажей бомбардировщиков. На основе этого техзадания завод "номер 320" провел соответствующие проектные
работы , и в том же году в эксплуатацию были введены 4 модернизированных борта. После этого он трижды переоборудовался и модернизировался в соответствии с
пожеланиями заказчика. Предсерийное производство было успешно завершено в 1962 г. Он прошел техническую аттестацию и был запущен в серийное производство в июне
того же года. Всего было построено 116 самолётов этой модификации. В августе 1960 года был переоборудован самолет, способный перевозить 7 человек. Он был
подготовлен в качестве подарка Китая президенту Вьетнама Хо Ши Мину. В том же месяце работы по переоборудованию были завершены. В 1960 году, в соответствии с
требованиями гражданской авиации была создана модификация для создания искусственного дождя, которая прошла испытания в районе Цинъюньпу города Наньчан. С
ноябре 1961 г. началась постройка одного модернизированного борта в подарок королю Непала, а также началось производство ещё двух спецбортов на 7 мест для его
министров высокого ранга. После завершения производства, соответственно, в мае 1962 г. и апреле 1963 г. они были приняты технической комиссией и отправлены за
границу.
После того, как работы по Y-5 были переданы Shijiazhuang Hongxing Machinery Factory (завод номер 522, Shijiazhuang Aircraft Manufacturing Factory) в мае 1970
года появилась новая модификация Y-5B. За 10 лет серийного производства завода номер 320 по различным требованиям, выдвигаемым гражданской авиацией,
военно-воздушными силами и флотом, последовательно разрабатывались различные модификации самолета.
Самолет Y-5B создан на базе Y-5. Это основная и самая массовая транспортная модификация для ВВС и ВМФ. Также её используют для подготовки парашютистов и в
качестве учебной машины. Общее количество самолетов модификаций Y-5 и Y-5B произведенных заводом 522 достигло почти 380 штук.
После того, как завод 522 начал производство самолётов Y-5, он начал искать возможности по их усовершенствованию. В 1986 году завод приступил к разработке Y-5B.
Его опытный образец совершил первый полет в июне 1989 года. Y-5B унаследовал общую аэродинамическую компоновку базового самолета Y-5, была усовершенствована
конструкция и оборудование самолета. Теперь машина стала соответствовать нормам летной годности CCAR-23 гражданской авиации Китая. Yun-5B создан из
коррозионно-стойких материалов, на нём установлено новое оборудование включая большую аптечку или резервуар для воды с возможностью аварийного сброса,
пневматический насос с большим расходом и распылительные устройства различных модификаций. Для орошения почвы используется мощный пневматический насос и
форсунки различных модификаций. Насос имеет большие габариты и устройство аварийной подачи, что повышает эффективность и экономичность сельскохозяйственных и
лесохозяйственных работ. Кабина Y-5B оснащена новой системой климат-контроля и герметизированной дверью кабины. Усовершенствованы некоторые электронные приборы,
а в кабине могут находиться один или два пилота. В связи со снятием с производства отечественного поршневого двигателя HS-5, на Y-5B был установлен
импортированный из Польши поршневой двигатель АШ-62ИР мощностью 735 киловатт, а часть оборудования, например средства связи и навигации, были обновлены для
повышения надежности и простоты обслуживания . В то же время удалось уменьшить вес пустой машины и увеличить грузоподъемность. После демонтажа
сельскохозяйственной и лесохозяйственной техники его можно переоборудовать в комфортабельный 12-местный пассажирский туристический самолет, который также можно
использовать для геофизической разведки, аэрофотосъемки, скорой помощи и парашютного спорта.
Усовершенствовано электронное оборудование самолета Y-5B , полностью обновлено оборудование системы связи и навигации, изменена компоновка приборной доски
кабины, добавлена система глобального спутникового позиционирования GPS, в верхней части вертикального оперения был установлен проблесковый маяк для
осуществления ночных полетов. Всё это позволило сделать навигационную систему более полной. Самолёт стал лучше подходить для совершения дальних перелётов и
полетов по маршруту, особенно после установки дополнительных несущих плоскостей на законцовках крыла. Улучшилось аэродинамическое качество, значительно
увеличилась скорость набора высоты , увеличилась дальность полета и практический потолок.
Y-5B получил дополнительный сертификат типа, выданный отделом летной годности Управления гражданской авиации Китая в 1987 г., и был поставлен на вооружение в
войска в 1996 г. По состоянию на 28 марта 1995 г. завод 522 поставил 12 многоцелевых самолетов Y-5B компаниям China Civil Aviation Northern Airlines и China
Eastern Airlines (Group) Corporation.
Также существует множество мелких модификаций Y-5B. В январе 1995 года туристско-пассажирский самолет Y-5B(K) получил дополнительный сертификат типа и введен в
эксплуатацию. Многоцелевая модификация Y-5B(D) создана с учётом реальных условий эксплуатации в Китае. Начиная с третьей производственной серии, Y-5B
производятся в соответствии с опытным образцом многоцелевого Y-5B (D) . Его можно использовать в качестве туристического авиалайнера, установив соответствующее
оборудование в случае необходимости.
Его также можно переоборудовать обратно в сельскохозяйственный вариант для проведения сельскохозяйственных работ.
В 1990-е годы, учитывая, что состоящие на вооружении НОАК Y-5 устарели, китайские ВВС предполагали использовать для их замены транспортные самолеты Y-12.
Однако, при разработке турбовинтового двигателя WJ-9 возникли определенные проблемы, а сам Y-12 отличался высокой стоимостью и низкой рентабельностью по
сравнению с Y-5. Поэтому в ВВС решили создать новую модификацию Y-5, которой и стала Y-5С.
Самой большой особенностью Y-5С являются винглеты, по имеющейся информации, установка таких винглетов позволяет значительно улучшить летно-технические
характеристики самолета, например, скорость набора высоты может быть увеличена почти на 10%. Максимальный потолок также может быть увеличен при той же скорости
полета. Также было установлено новое авиационное оборудование: в том числе ультракоротковолновая радиостанция ТКР-123, радиокомпас WL-7, радиовысотомер тип
265, радиомаяк XS-6B, переговорное устройство JT-9W и др., заменяющие импортное оборудование. А также было установлено глобальная спутниковая система
позиционирования GPS150XL. с электронной картой, на верхней части вертикального оперения самолета были установлены АНО для безопасного осуществления ночных
полетов.
Установка этого оборудования делает навигационную систему самолета более совершенной, что благоприятствует проведению дальним перелетов и полетам по маршруту.
Кроме того, установлены сиденья новой конструкции, которые легко разбираются, в самолёте десантникам стало удобно размещаться и легко перемещаться. Самолёт
стало легче загружать, разгружать и обслуживать. Y-5С прошел техническую экспертизу в 1996 году, ВВС всего закупили 24 самолета первой партии , а первый самолет
был поставлен в войска в 1997 году. Y-5C хорошо зарекомендовал себя в армии, благодаря отличным характеристикам на малых скоростях и малых высотах, он очень
хорошо подходит для обучения прыжкам с парашютом молодых военнослужащих ВДВ.
В 1977 году Генеральный штаб принял решение реквизировать четыре самолета Y-5 из состава ВВС. Каждый из них был переделан в модификацию самолёта постановки
радиоэлектронных помех для военно-воздушных сил соответственно: Пекинского, Шэньянского, Ланьчжоуского и Цзинаньского военных округов. ВВС задействовали заводы,
Научно-исследовательские институты и войска для проведения работ по соответствующей переделке этих бортов к 1980 году.
Эти самолёты были предназначены главным образом для проведения испытательных полетов ради усиления подготовки радиолокационных подразделений по борьбе с
помехами и проверки характеристик некоторых средств радиоэлектронного противодействия. На каждом самолете было установлено около 20 единиц аппаратуры метрового
и дециметрового диапазона для проведения радиоэлектронной разведки и постановки помех, а объектом для постановки помех являлся радиолокатор воздушного
наблюдения, оповещения и связи работающий в метровом диапазоне волн.