В СССР выпуск Ан-24 был прекращен в 1978 году, но на этом его история не
закончилась. С 1977 года Ан-24 под обозначением Xian Y-7 серийно строится в КНР.
Первый полет серийный Y-7 выполнил 1 февраля 1984 года, причем в течение всего
выпуска самолет постоянно совершенствовался.
Китай начал импортировать Ан-24 в начале 1960-х годов, в момент начала ухудшения
советско-китайских отношений. В апреле 1966 года Китаю удалось заключить
соглашение о лицензионном выпуске Ан-24 и двигателей АИ-24. В СССР Ан-24 пришел
на смену поршневым Ил-12 и Ил-14, поэтому Китай рассчитывал заменить на Ан-24 те
же самолеты в гражданской авиации и ВВС.
Китай предполагал выпускать параллельно пассажирский и грузовой варианты Ан-24.
Первый Ан-24Т местной сборки поднялся в воздух 25 декабря 1970 года. Подготовка
серийного производства шла очень медленно - сборка предсерийных машин началась в
Шанхае на заводе "Xian Aircraft Industry Company" (ХАС) не ранее 1977 года.
Разработанный на основе Ан-24РВ пассажирский Yunshuji-7 (Y-7, транспортный "тип
7") впервые публично представили в виде предсерийной машины на аэродроме под
Пекином 17 апреля 1982 года. Выпуск лицензионного варианта ТВД АИ-24, WJ-5A,
наладили на заводе "Dong'an Engine Factory". Лицензионный вариант ВСУ РУ19А-300
- Baoding J16-G10A. Период разработки и подготовки выпуска Y-7 очень затянулся,
чему в значительной степени способствовала пресловутая Культурная революция и
разрыв дружественных отношений с СССР. Сертификационные испытания предсерийный
Y-7 проходил в 1977-1979 годах. На них выявилась недостаточная мощность силовой
установки, пришлось ограничиться постройкой четырех предсерийных машин.
Доработанный прототип с ТВД WJ-5A-1 поднялся в воздух в 1980 году, окончательный
технический облик он приобрел в 1982 году. Выкатка первого серийного Y-7
состоялась в 1983 году, а летные испытания начались в 1984 году. Первые серийные
самолеты поставлялись ВВС НОАК в грузовом варианте, хотя в числе первых
самолетов собрали несколько 52-местных лайнеров для гражданской авиации Китая.
Первый экспортный вариант, Y-7-100, отличался измененными кабинами для экипажа и
грузопассажирской и концевыми крылышками (винглетами) на крыле. Y-7-100
разработан в кооперации с "Hong Kong Aircraft Engineering", первый полет
состоялся в декабре 1984 года. Кабину доработали под экипаж из трех человек,
установили американскую авионику. Также были смонтированы кислородная система и
кондиционер западного производства. Выпуск Y-7-100 начали в 1986 году, а вскоре
появился грузовой Y-7-100C. Покупателями Y-7-100 стали ВВС Лаоса и авиакомпания
"Lao Aviation", YJ-7 использовался как учебно-штурманский самолет в ВВС НОАК.
К началу 21 века "Хіаn" собрала 62 самолета Y-7 в базовом варианте и более 50
улучшенных Y-7-100. На следующем варианте Y-7-200 установили ТВД WJ-5A-1
мощностью по 2040 л. е., хотя на серийные Y-7-200 ставились двигатели западного
производства. В 1993 году появился Y-7-200A с ТВД Pratt & Whitney Canada PW127C
и винтами Hamilton Standard 247F-3; новая силовая установка снизила
эксплуатационные расходы и способствовала снижению уровня шума в салоне. Другие
изменения: изменение профиля носовой части фюзеляжа, удлиненный фюзеляж и кабина
на двух членов экипажа. Вместимость самолета увеличилидо 60 пассажиров.
Производство сертифицированного в 1998 году Y-7-200A началось в 1999 году.
Вариант Y-7-200B предназначен для Китая. Первым покупателем -200 стала
авиакомпания "Chang'an Airlines".
Более радикальной модернизацией стал МА60, созданный на основе Y-7-200, но с
более мощными ТВД PW127J и рассчитанный на перевозку 56 пассажиров с большим
комфортом. Летные испытания МА60 завершились в 2000 году, первые самолеты
получила в том же году "Sichuan Airlines". Самолеты используются также
компаниями "China Northern Airlines" и "Wuhan Airlines". Военный вариант для
перевозки личного состава разработан на основе Y-7-200B, или МА60, в ВВС НОАК он
обозначается Y-7G.
Ан-26 послужил прообразом для улучшенного транспортного варианта Y-7 - Y-7H,
выполнившего первый полет в 1989 году. Поставки ВВС НОАК начаты в конце 1990-х
годов. На самолете установлены ТВД WJ-5E (китайский вариант ТВД АИ-24ВТ),
фюзеляж - полностью герметичный, в мотогондоле правого двигателя смонтирована ВСУ, изменено приборное оборудование кабины экипажа, а также оборудованы такие
же, как на Ан-26, грузовые дверь и рампа. Экспортный вариант Y-7H обозначается
Y-7H-300. Гражданский транспортный вариант Y-7H-500 выполнил первый полет в 1992
году, а сертифицирован в 1993 году. На Y-7H-500A установлена авионика западного
производства.