В начале 2000 годов компанией компанией "Шанси" (Shaanxi Aircraft Industrial
Group, SAC) входящей в состав корпорации AVIC II было начато проектирование
нового среднего военно-транспортного самолета, создаваемого для нужд ВВС НОАК.
Его концепт под названием Y-8X, транспортный самолет грузоподъемностью в 30 т,
представлявший собой Y-8F-600, но адаптированный под китайские комплектующие,
был показан на авиасалоне Чжухай-2002. По информации Jane’s, Y-8X тогда был
призван конкурировать с Lockheed Martin C-130J. К Пекинскому авиашоу 2005 г. концепт Y-8X стал Y-9 : 20-тонным
транспортником, в основе которого лежит платформа Y-8F-600 "III категории", он
оснащен четыремя турбовинтовыми двигателями WJ-6C (FWJ-6C) по 5100 л.с. каждый, с
заявленной дальностью полета более 4200 км, способностью брать на борт 98 бойцов
или 8,2 т груза. Кстати, именно столько весит стоящая на вооружении
механизированных десантных подразделений НОАК десантная БМП ZBD-03. Так же
британские воздушные винты будут заменены на их китайский аналог JL-4. Не будет
на военно-транспортной машине и западной авионики – вместо нее будут применяться
новые китайские системы, при этом "стеклянная" кабина на самолете сохранится. Но
исходя из своего военного назначения экипаж Y-9 возрастет с двух до четырех
человек. Тем не менее, НОАК отложила концепт Y-9, и корпорация Shaanxi Aircraft занялась
разработкой улучшений транспортной версии Y-9, доукомплектовав ее системами
раннего обнаружения и управления, РТР и РЭБ, которые появились с 2005 по 2006
гг. В 2005 г. представители украинского предприятия "Антонов" рассказали Jane’s, что
они были приглашены в качестве консультантов при доработке транспортных
самолетов компаниями Shaanxi и X’ian Aircraft. Они были призваны помочь в
создании нового крыла и фюзеляжа из новых композитных материалов. Обе доработки
коснулись версий с системами ДРЛО, но новые Y-9 также имеют заднюю погрузочную
рампу.
Как и предшественники, новая машина имеет грузоподъемность 20 т, но
максимальная взлетная масса, в отличие от Ан-12 и первых Y-8, повышена с 61 до
65 т. Это позволило увеличить полный запас топлива до 23 т. Самолет может
перевозить 106 пассажиров или 132 десантника или 72 раненых на носилках, а также крупные образцы
военной техники (боевые армейские машины, боевой вертолет, тактические ракеты и
т.п.). Масса десантируемого моногруза может достигать 8,2 т, а общая масса
десантируемых грузов – 14 т (две платформы длиной 6 м или 13 метровых). Первый полет прототипа Y-9 (бортовой номер 741)
состоялся 5 ноября 2011 года. Испытательная программа транспортного
варианта Y-9 была существенно укорочена, что обеспечило быстрый запуск в
производство. Первый серийный Y-9 (серийный номер
10x5x) поступил на вооружение ВВС НОАК в 2012
году.
Нехватка стратегического и тактического транспорта уже давно считается одним
из слабых мест НОАК, поэтому можно ожидать, что Y-9, как и Xian Y-20,
транспортный самолет грузоподъемностью в 60 т с турбовентиляторными двигателями,
будут закуплены в больших количествах.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Y-9 |
Размах крыла, м |
40.00 |
Длина самолета,м |
36.00 |
Высота самолета,м |
11.30 |
Площадь крыла,м2 |
122.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
39000 |
максимальная взлетная |
77000 |
Тип двигателя |
4 ТВД Zhuzhou (SMPMC) Wojiang-6С
(FWJ-6C) |
Мощность, э.л.с. |
4 х
5100 |
Максимальная скорость, км/ч |
680 |
Крейсерская скорость, км/ч |
650 |
Перегоночная дальность, км |
7800 |
Практическая дальность, км |
5700 |
Продолжительность полета, ч |
11 |
Практический потолок, м |
10400 |
Экипаж, чел |
3-4 |
Полезная нагрузка: |
106 пассажиров или 132
десантника
или 72 раненых на носилках
или 9
контейнеров (оюбщая масса 14000 кг) |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|