10 августа 1937 года прототип двухмоторного почтового самолета
Air Couzinet
10 взлетел с аэродрома Бордо и взял курс на окруженный цепью взлетно-посадочных
полос Этамп. Экипаж самолета составляли один из опытнейших пилотов того времени
Андре Дюбурдьё (André Dubourdieux; он вменил пропавшего без вести Жана Мермоза),
радиста Жана Макена (Jean Macaigne), механика Кавайеса (Cavaillès), а также
конструктора Рене Кузина (René Couzinet) , под руководством которого и был создана эта машина.
Экипаж компании Couzinet был представлен авиакомпанией Air France для участия в
гонке Истр - Дамаск - Париж, которая должна была состояться через несколько
дней.
Времени было очень мало, и чтобы не терять его, экипаж в этот день совместил
перелет в Этамп с летными испытаниями и был очень внимателен к реакциям
летательного аппарата. Неожиданно начались сильные вибрации, вводящие самолет в
тяжелый и опасный тангаж. Штурвальная колонка в руках Дюбурдьё стала плясать как
сумасшедшая. Посадка была необходима, и пилот проявил все свое мастерство,
удачно приземлившись на свекольное поле. Посадка была совершена в девятистах
метрах от Понтлевуа (Pont-Levoy), департамент Луар и Шер (Турень).
Причина неисправности была обнаружена довольно быстро. Ей стал обрыв тяги
флеттнера руля высоты, приведший к неуправляемости самолета по тангажу. Судьба в
очередной раз спасла Рене Кузина, до этого неоднократно попадавшего в схожие
переделки. Следует сделать небольшое отступление и сказать, что судьба
неоднократно испытывала этого мужественного человека, и, в конце концов, сломала
его; 16 декабря 1956 года он покончил с собой.
Что касается прототипа Air Couzinet 10, то за несколько дней до инцидента в небе
неподалеку от Этампа, он совершил свой первый полет. Это произошло 3 августа
1937 года. За штурвалом сидел шеф-пилот Дюбурдьё, его сопровождали механик
Кавайес и Рене Кузин, который был ответственным за этот первый полет. В те годы
было общим правилом, когда создатель самолета вместе с летчиком разделяет риск
первого полета своей машины.
Вынужденная посадка окончательно положила конец возможному участию этого
двухмоторного самолета в гонке Истр - Дамаск - Париж, победу в которой одержали
итальянцы на Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero за счет хорошо продуманной и
системной подготовки экипажей и самолетов.
Прототип почтового самолета Air Couzinet 10 был разработан и создан Рене Кузином
спустя небольшое время после знаменитого "L'Arc-en-ciel" (радуга). Постройка
этого элегантного двухмоторного самолета была начата арсеналом министерства
авиации и завершена компанией Société Transocéanic. Общая сборка, доводка и
первые испытания Air Couzinet 10 были выполнены в Этампе. Компания Hispano Suiza
предоставила два обладавших большой надежностью 660-сильных радиальных
двигателя, а авиакомпания Air France - экипаж для проведения испытаний и участия
в гонках.
После аварии экипаж был возвращен к полетам на линейных маршрутах, а Air
Couzinet 10 был модифицирован по просьбе Дидье Дора (Didier Daurat) - бывшего
руководителя полетов Aéropostale; затем Дора возглавлял почтовую авиационную
сеть Air Bleu, эксплуатировавшую небольшие Caudron Simoun. Дидье Дора считал,
что Air Couzinet 10 будет отличным дополнением к небольшим одномоторным
самолетам из-за возможностей его фюзеляжа и летных характеристик, среди которых
была довольно высокая крейсерская скорость в 330 км/ч. Затем в целях дальнейшего
использования Air Couzinet 10 был ремоторизирован, получив имевший меньший
диаметр двухрядные радиальные авиамоторы Hispano Suiza 14 Ab
12/13. В конечном
итоге самолет был отправлен в испытательный центр Виллакубле, где в начале
Второй Мировой войны был списан.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Air
Couzinet 10 |
Размах крыла, м |
18.00 |
Длина самолета,м |
12.60 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
40.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4500 |
максимальная взлетная |
8400 |
Тип двигателя |
3 ПД Hispano
Suiza 9V-16 |
Мощность, л.с. |
3 х
660 |
Максимальная скорость, км/ч |
350 |
Крейсерская скорость, км/ч |
310 |
Практическая дальность, км |
7000 |
Практический потолок, м |
1200 |
Экипаж, чел |
2-3 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|