В соответствии с планом освоения северных территорий. Управление Главсевморпути готовило на 1936 год перелет из Москвы на Землю Франца Иосифа.
Рекордных целей при этом не ставилось. Основной задачей считалось изучение
подступов к Северному полюсу, изучение маршрута, проведение ледовой разведки в
Карском и Баренцевом морях, накопление информации о климатических и погодных
изменениях.
Вновь были подготовлены два самолета Р-5. На этот раз их готовили особенно
тщательно, а переделки и изменения были более основательны. Новая модификация
получила обозначение АРК-5 - тем самым подчеркивалось, что этот вариант
арктический.
Количество членов экипажа в АРК-5 увеличили до 3-х человек, кабина была добротно
отделана, утеплена и обита плюшем. Бортовые обтекаемые контейнеры еще более
увеличились в размерах, в них помещались запасные воздушные винты, лыжи,
складные нарты, палатка и надувная резиновая лодка. Много там еще чего было. Все
экспедиционное оборудование подбиралось из расчета, чтобы в случае вынужденной
посадки на лед экипаж каждого самолета мог самостоятельно продвигаться к земле,
имея при этом запас продовольствия на 45 суток для троих человек.
Самолеты получили регистрационные номера Н-127 и Н-128, внешне привлекали
оригинальной окраской в зеленый и красный цвета.
Ведущий самолет Н-127 был оборудован радиопеленгатором и радиокомпасом,
радиостанцией МРК-0,04, снабженной жесткой антенной на верхнем крыле. Н-128 был
оборудован проще и имел коротковолновую радиостанцию для связи с землей и Н-127.
Командиром перелета был назначен М.В.Водопьянов, его бортмехаником Ф.И.Бассейн,
радистом С.А.Иванов. Вторым самолетом Н-128 управлял летчик В.М.Махоткин, его
бортмехаником был В.Л.Ивашина, штурманом В.И.Аккуратов.
Перелет, начавшийся 28 марта 1936 года, прошел вполне благополучно, основная
задача - доказать возможность полетов в высоких широтах - была достигнута. Эта
экспедиция позволила более грамотно и осознанно подготовиться к последующим
полетам и особенно к высадке дрейфующей станции в районе Северного полюса в 1937
году.
21 мая 1936 года в Москву вернулся один самолет - Н-127. Вторую машину подломали
уже при возвращении домой в бухте Тихая. На момент поломки все были живы-здоровы, однако восстанавливать Н-128 не стали, аварийщиков чуть позднее
забрал ледокол.
Что касается применения самолетов Р-5 на севере, то, справедливости ради,
следует отметить, что средств и возможностей на их переделку не всегда хватало.
Многим пилотам в последующие годы довелось обмораживать носы и щеки, летая на
стандартных машинах с открытыми кабинами, которые щедро передавала армия в
гражданские организации.