Британская фирма "Airspeed
Ltd" был основана в 1931 году в Портсмуте, графство Гэмпшир. Одним из
первых директоров компании был сэр Алан Кобхэм, который поставил себе
задачу популяризировать среди британцев гражданскую авиацию. Одним из
способов достижения этой цели была возможность позволить людям просто и
относительно дешево совершить короткий ознакомительный полет, испытав на
себе воздушное путешествие. Показы Алана Кобхэма (известные как
"воздушный цирк") проводились в Британии в летние месяцы 1932-1936
годов. Демонстрационные полеты оказались очень эффективной рекламой
авиаперевозок - по уверениям организаторов, за тот период на самолетах
Кобхэма прокатилось около миллиона пассажиров.
Для таких полетов требовалась небольшая многомоторная пассажирская
машина, и Кобхэм поручил фирме "Airspeed" спроектировать и построить два
подходящих самолета, получивших обозначение Airspeed AS.4, а
позднее название Ferry (Паром). Они стали первыми самолетами,
построенными фирмой.
Компоновка этих машин
была довольно необычной - они были выполнены по бипланной схеме с нижним
крылом, имевшим сильный излом. Два из трех двигателей располагались в
гондолах на стыке центроплана и консолей нижнего крыла, а третий
размещался по центру передней кромки верхнего крыла. Такая компоновка
обеспечивала пилоту хороший обзор вперед. Объемный фюзеляж
прямоугольного сечения вмещал 10 пассажиров. К нему крепилось хвостовое
оперение, усиленное подкосами и шасси. Конструктивные элементы самолета
были деревянными, фюзеляж обшит фанерой, а крылья - полотном. Моторы
были разного типа - на верхнем крыле стоял de Havilland Gipsy III в
перевернутом положении, а на нижнем - Gipsy II с обычным положением
цилиндров.
Самолёты AS.4 были заказаны в
июле 1931 г. для демонстрационных полетов во время Национального Дня
Авиации. Оба образца поступили на испытания в Шербурн Элмет
в 1932 году. Первый полет
самолете состоялся 5 апреля этого же года. За год было построено
четыре самолёта AS.4 "Ferry" которым были присвоены гражданские
регистрационные номера G-ABSI, G-ABSJ, G-ACBT и G-ACFB. Отлетав
несколько месяцев потерпел аварию, но был восстановлен G-ACBT, а вот
самолёту G-ACFB повезло намного меньше - эта машина разбилась 27 мая
1933 г. и восстановлению не подлежала.
В течение первого года
коммерческой эксплуатации эти два самолета перевезли приблизительно 92
000 пассажиров. В дальнейшем построили еще две такие машины, которые
достались только что созданной авиакомпании "Midland and Scottish Air
Ferries".
До начала войны дожили два
самолета. Из реквизированных Королевскими ВВС AS.4 только один (G-ABSI)
использовался для военных полетов. Он летал с апреля по ноябрь 1940 года
в Халтоне. Второй экземпляр (G-ACFB) был демонтирован и применялся как
учебное пособие 1037-й и 474-й эскадрильях.