Многоцелевой
транспортный самолет Airspeed AS.5 Courier
был создан конструктором Хесселлем Тилтманом (Hessell Tiltman),
соучредителем фирмы Airspeed Ltd. по личному заказу сэра Алана Кобхэма,
пожелавшего получить самолет для беспосадочного полета в Индию, с
возможностью дозаправки в воздухе. Courier
представлял собой деревянный низкоплан с убирающимися шасси (он стал
первым английским самолетом с таким шасси) и оснащенный двигателем
Armstrong Siddeley Lynx IVC мощностью 240 л.с.
Первый полет самолета (с регистрационным номером G-ABXN)
состоялся 11 апреля 1933 года. В ходе испытаний самолет
потерпел две аварии, но каждый раз его восстанавливали. В сентябре
следующего года, после отработки техники дозаправки в воздухе,
Алан Кобхэм вылетел из Портсмута в Индию, однако в
результате поломки вынужден был сесть на Мальте.
Этот
результат не помешал запустить AS.5 в серийное
производство. Основными модификациями стали AS.5A
с двигателем Lynx IVC (произведено 11
экземпляров) и колониальный AS.5B с двигателем
Armstrong Siddeley Cheetah V (2 экземпляра).
Кроме того, было выпущено по одному экземпляру модификаций AS.5C
и AS.5J. Так же
разрабатывался проект цельнометаллического варианта самолета,
получившего обозначение AS.11, но дальше чертежей
дело не пошло. AS.5
Courier использовался в основном как воздушное такси и
принимал участие в воздушных гонках. Кроме того, из-за своей хорошей
аэродинамики использовался для различных испытаний, в том числе при
создании двигателя Napier Rapier IV (модификация
AS.5C).
После начала гражданской войны в Испании правительством
этой страны были закуплены, через посредническую фирму Union
Founders' Trust (UFT), четыре образца AS.5
(G-ACLR, G-ACSZ, G-ACVE и G-ACVF).
Однако лишь один самолет смог достичь Испании, остальные
три были арестованы английскими властями после введения эмбарго на
поставку вооружений в Испанию. Не смотря на это два сочувствующих
республиканцам англичанина -
Артур
Гаргетт и Джозеф Смит
предприняли попытку угнать один из самолетов (G-ACVA).
Эта
попытка окончилась полным провалом - первый из угонщиков был убит, а
второй задержан и приговорен к четырем месяцам тюремного заключения.
Военная карьера Courier'а
начиналась не очень удачно. В февраля 1934 года RAF
заказало один экземпляр AS.5A в роли связного
самолета. Самолет, получивший военный регистрационный номер K4047,
проходил испытания до конца года, но уже в начале следующего он был
возвращен на фирму с требованием доработать его. Второй раз AS.5
попал к военным уже в начале Второй Мировой войны.
Практически все сохранившиеся к этому моменту машины (9 штук) были
конфискованы и использовались в рамках программы ATA (Air
Transport Auxiliary). До конца войны сохранился лишь
один экземпляр самолета. А в декабре 1947 года и он был пущен на слом.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AS.5A |
Размах крыла, м |
14.33 |
Длина, м |
8.69 |
Высота, м |
2.68 |
Площадь крыла, м2 |
23.23 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1065 |
максимальная взлетная |
1770 |
Тип двигателя |
1 ПД Armstrong Siddeley Lynx IVC |
Мощность, л.с. |
1 х 240 |
Максимальная скорость , км/ч |
246 |
Крейсерская скорость , км/ч |
213 |
Практическая дальность, км |
1022 |
Практический потолок, м |
4115 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
5 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|