Уголок неба ¦ Airspeed AS.5 Courier

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   AS.5 Courier
       
Разработчик: Airspeed
Страна: Великобритания
Первый полет: 1933
Тип: Многоцелевой транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Многоцелевой транспортный самолет Airspeed AS.5 Courier был создан конструктором Хесселлем Тилтманом (Hessell Tiltman), соучредителем фирмы Airspeed Ltd. по личному заказу сэра Алана Кобхэма, пожелавшего получить самолет для беспосадочного полета в Индию, с возможностью дозаправки в воздухе.  Courier представлял собой деревянный низкоплан с убирающимися шасси (он стал первым английским самолетом с таким шасси) и оснащенный двигателем Armstrong Siddeley Lynx IVC мощностью 240 л.с. Первый полет самолета (с регистрационным номером G-ABXN) состоялся 11 апреля 1933 года. В ходе испытаний самолет потерпел две аварии, но каждый раз его восстанавливали. В сентябре следующего года, после отработки техники дозаправки в воздухе, Алан Кобхэм вылетел из Портсмута в Индию, однако в результате поломки вынужден был сесть на Мальте.

Этот результат не помешал запустить AS.5 в серийное производство. Основными модификациями стали AS.5A с двигателем Lynx IVC (произведено 11 экземпляров) и колониальный AS.5B с двигателем Armstrong Siddeley Cheetah V (2 экземпляра). Кроме того, было выпущено по одному экземпляру модификаций AS.5C и AS.5J.  Так же разрабатывался проект цельнометаллического варианта самолета, получившего обозначение AS.11, но дальше чертежей дело не пошло.

AS.5 Courier использовался в основном как воздушное такси и принимал участие в воздушных гонках. Кроме того, из-за своей хорошей аэродинамики использовался для различных испытаний, в том числе при создании двигателя Napier Rapier IV (модификация AS.5C).

После начала гражданской войны в Испании правительством этой страны были закуплены, через посредническую фирму Union Founders' Trust (UFT), четыре образца AS.5 (G-ACLR, G-ACSZ, G-ACVE и G-ACVF). Однако лишь один самолет смог достичь Испании, остальные три были арестованы английскими властями после введения эмбарго на поставку вооружений в Испанию. Не смотря на это два сочувствующих республиканцам англичанина - Артур Гаргетт и Джозеф Смит предприняли попытку угнать один из самолетов (G-ACVA). Эта попытка окончилась полным провалом - первый из угонщиков был убит, а второй задержан и приговорен к четырем месяцам тюремного заключения.

Военная карьера Courier'а начиналась не очень удачно. В февраля 1934 года RAF заказало один экземпляр AS.5A в роли связного самолета. Самолет, получивший военный регистрационный номер K4047,  проходил испытания до конца года, но уже в начале следующего он был возвращен на фирму с требованием доработать его. Второй раз AS.5 попал к военным уже в начале Второй Мировой войны. Практически все сохранившиеся к этому моменту машины (9 штук) были конфискованы и использовались в рамках программы ATA (Air Transport Auxiliary). До конца войны сохранился лишь один экземпляр самолета. А в декабре 1947 года и он был пущен на слом. 





 ЛТХ:
Модификация   AS.5A
Размах крыла, м   14.33
Длина, м   8.69
Высота, м   2.68
Площадь крыла, м2   23.23
Масса, кг  
  пустого самолета   1065
  максимальная взлетная   1770
Тип двигателя   1 ПД Armstrong Siddeley Lynx IVC
Мощность, л.с.   1 х 240
Максимальная скорость , км/ч   246
Крейсерская скорость , км/ч   213
Практическая дальность, км   1022
Практический потолок, м   4115
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   5 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 Военный AS.5 Courier
 Военный AS.5 Courier
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 Военный AS.5 Courier
 Военный AS.5 Courier
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 AS.5
 Заправка в воздухе AS.5 Courier с самолета Handley Page W.10
 AS.5 Courier с мотором Napier Rapier IV
 AS.5 Courier с мотором Napier Rapier IV
 AS.5 Courier с мотором Napier Rapier IV
 Кабина AS.5 Courier

  Схемы:

 AS.5

  Варианты окраски:

 AS.5
 AS.5                   (с) Владимир Быков

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Airspeed AS.4
Putnam. H.A. Taylor. Airspeed aircraft since 1931
Putnam. A.J. Jackson. British Civil Aircraft since 1919
Ian Allan. Gunter Endres. British Aircraft Manufacturers Since 1908
David Mondey. British Aircraft of World War II
Aeroplane Monthly 1978-03-04. D.H. Middleton. Courier Airspeed's innovator
Aeroplane Monthly 1988-03. John Stroud. Wings of Peace
Aeroplane Monthly 2001-11. Colin Cruddas. A Courier's tale
Aeroplane Monthly 2013-12. Airspeed Courier
Wingspan 1989-10. Nicholas Corrie. Courier Service
Vintage Airplane 1977-09. Dorr B. Carpenter. Nevil Shute
Baesystems.com. Airspeed AS5 Courier
British Aircraft Directory. Airspeed Courier
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Сentury-of-flight.freeola.com. Aviation history. Airspeed AS-5 Courier
Jnpassieux.fr. Airspeed A.S.5 Courier
1000aircraftphotos.com. No. 7796. Airspeed AS.5 Courier (G-ABXN c/n 7)


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: