Последней работой Роберта Й. Небесаржа (Robert J. Nebesář) в довоенной
компании Avia был Av 57. На первый взгляд это был современный трехмоторный
свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции с убирающимися
основными стойками шасси. У создателей Avia Av 57 были большие амбиции: они
рассчитывали создать успешного соперника самому современному на тот момент
американскому пассажирскому самолету Douglas DC-2. На этот раз доктор Небесарж
использовал 575-сильные (423 кВт) американские двигатели Wright Cyclone
R-1820-F, изготавливавшиеся во Франции по лицензии под обозначением Hispano
Suiza 9Vd.
В 1935 году прототип Av 57 уже находился на расположенном в пражских Летнянях (Letňany)
заводском аэродроме компании Avia. Первый полет самолета был выполнен главным
летчиком-испытателем компании Вацлавом Кочи (Václav Kočí) и вторым пилотом
летчиком-испытателем Кирилом Новотны (Cyril Novotný).
К сожалению, летные характеристики самолета контрастировали с его элегантным
внешним видом. Во время пробных полетов летчики обнаружили ряд дефектов, самыми
заметными из которых были жесткость управления, вспучивание полотняной обшивки
крыла даже при крейсерской скорости, нежелание самолета разворачиваться вправо и
затягивание его влево при горизонтальном полете. Однако серьезными проблемами
стали вибрация фюзеляжа и вспучивание его металлической обшивки.
Испытания самолета проводились до рокового апреля 1935 года. Пилоты Вацлав Кочи
и Кирил Новотны, поочередно испытывавшие самолет, неоднократно указывали
главному конструктору на дефекты Av 57 и даже убеждали совершить с ними полет,
чтобы он смог убедиться в справедливости их слов.
12 апреля 1935 года в самолет взлетел с заводского аэродрома в Летнянах и взял
курс на деревню Винор (Vinoř). В 13:28 – спустя примерно семь минут после
падения высокоплана Av 156 – опытный пассажирский самолет Av 57 вошел в штопор и
в последующем крутом пикировании от фюзеляжа отделились крыло и хвостовое
оперение. Уже в воздухе фюзеляж самолета развалился на несколько частей, которые
начали гореть сразу же после удара о землю. Летчик-испытатель Кирил Новотны и
Эдвард Шмед (Eduard Šmíd) погибли.
После катастроф пассажирских самолетов Av 156 и Av 57 команда конструкторов
доктора Небераржа завершила работы над новыми транспортными самолетами компании Avia, и подобно команде инженера Новотны перешла к созданию военной продукции.
Техническое описание
Целью создания нами аэробуса Avia 57 было обеспечение путешественникам, а также
летчикам безопасных, быстрых и комфортабельных полетов на дальние расстояния.
По своим авиационным качествам этот самолет дает полную гарантию в отношении
всех требований сертификации, обладает совершенными летными качествами и в то же
время предлагает все удобства большого самолета.
По своей конструкции самолет Avia 57 является развитием созданных ранее Avia 51
и 56. Двухлонжеронное крыло самолета свободнонесущее с полотняной обшивкой.
Идентичными являются нервюры, изготовленные из дюралюминия и высококачественной
стали.
Монококовый фюзеляж самолета является идеальным с точки зрения аэродинамики.
Убирающиеся основные стойки шасси оснащены масляно-пневматическими
амортизаторами конструкции компании Avia. Винты двухлопастные изменяемого в
полете шага.
Дополняют оборудование самолета самые современные навигационные приборы
(Sperry), обеспечивающие безопасность его полетов днем и ночью.
Построенный компанией Avia пассажирский самолет является монопланом со
свободнонесущим крылом. Его конструкция - цельнометаллическая, из дюралюминия и
высококачественной стали. Сборка осуществляется посредством болтов и винтов и
потому данный процесс легко проверяется. Силовой набор крыла состоит из двух
лонжеронов и поперечных элементов, обеспечивающих абсолютные прочность и
устойчивость. Монококовый фюзеляж, идеально подходящий со статической точки
зрения, покрыт при помощи заклепок листовым металлом, обеспечивающим
практическую недеформируемость и выдерживающим даже самые жестокие удары.
Металлические поверхности покрыты кадмием (cadmionées), что является отличной
защитой против коррозии.
Самолет хорошо сбалансирован и позволяет управлять собой без усталости.
Отношение пустого веса к полезной нагрузке, что крайне важно для любого
летательного аппарата, позволяет использовать его с высокой степень
эффективности.
Практические характеристики этого самолета достаточно интересны. Этот самолет
способен эксплуатироваться достаточно длительное время, в течение которого его
обслуживание и ремонт не предполагают никаких трудностей и требуют сравнительно
низких затрат.
Крупнейшие мировые производители нашей отрасли, равно как и авиатранспортные
компании, единодушны в признании достоинств самолетов данного типа.
(c) alternathistory.org.ua