Этот самолет был первой успешной гражданской конструкцией фирмы "Боинг" и проложил ей дорогу в мир гражданских воздушных перевозок. В 1925 году правительство США объявило
конкурс на создание почтового самолета, который бы заменил Де Хэвиллэнд DH-4B. Эти
легкие бомбардировщики и разведчики, широко использовавшиеся в качестве почтовых самолетов после первой мировой войны, были настоящим летающим кошмаром: хотя прозвище "пылающий
гроб", которым наградили машину в годы войны, ушло в прошлое, аварийность среди этих самолетов оставалась довольно высокой. (Столь нелестным прозвищем DH-4
был обязан тому, что расположенный между двигателем и пилотской кабиной бензобак часто взрывался, превращая кабину в огненную ловушку; поэтому в 1919 году
фирма "Боинг" получила заказ на доработку самолетов DH-4, а именно перенесение бензобака в другое место).
Кроме того, безнадежно устаревший DH-4 был слишком тихоходным. На самолете стоял двигатель водяного охлаждения "Либерти", почти
столь же древний, но правительство потребовало, чтобы новые самолеты, призванные заменить DH-4, конструировали под этот же двигатель -
полагали, что он мощнее, чем любой имеющийся в наличии звездообразный двигатель. Этот довод не выдерживал никакой критики: фирмы "Прэтт энд Уитни" и "Райт" как раз разрабатывали
звездообразные двигатели "Уосп" ("Оса") и "Циклон", превосходящие "Либерти" во всех отношениях; в частности, им не нужна была тяжелая и громоздкая система водяного охлаждения.
Тем не менее прототип Модели-40 (зав. No.775) был построен с двигателем "Либерти", как требовал заказчик. Конструкция фюзеляжа была необычной: передняя и средняя часть и
законцовка, к которой крепилось хвостовое оперение, имели стальной каркас из труб, а хвостовая часть фюзеляжа между ними - деревянный (металлическая законцовка была установлена уже
в ходе испытаний). В конструкции верхнего крыла также было применено необычное решение: левая и правая половины были разного размера - их стык был смещен влево от оси симметрии.
Прототип впервые поднялся в воздух 7 июля 1925 года. Самолет мог перевозить 450 кг почты, но получился перетяжеленным и неуклюжим, и работы по нему были временно свернуты.
Но история машины на этом не закончилась. 2 февраля 1925 года, задолго до первого полета Модели-40, Конгресс США принял закон о контрактных почтовых авиаперевозках, или "Закон
Келли", по которому пе-ревозку авиапочты перепоручали частным компаниям. И когда почтовое ведомство США стало предлагать почтовые контракты, в числе первых претендентов оказался
летчик-испытатель Эдди Хаббард, имевший прочные контакты с руководителями ведомства. Именно Хаббарду первому пришла в голову мысль, что фирма "Боинг" должна зарабатывать деньги на
почтовых перевозках, и он принялся уговаривать Уильяма Боинга организовать собственную авиакомпанию; Хаббард давно уже "положил глаз" на маршрут Сан-Франциско-Чикаго, суливший
большие прибыли.
Тем временем конструктор Клэрмонт Эгтведт (после ухода Уильяма Боинга он стал председателем совета директоров фирмы) извлек урок из неудачи и взялся за переработку машины. В
конце 1926 года двигатель "Либерти" заменили на только что испытанный девятицилиндровый P&W R-1340 "Уосп" мощностью 420 л. с. Между
почтовым отсеком, вмещавшим теперь уже 540 кг, и пилотской кабиной появилась пассажирская кабина на двух человек, сидящих бок о бок - примерно так же, как на самолете ПР-5
конструкции Н. Н. Поликарпова: руководство фирмы решило, что коль новый двигатель легче и мощнее и позволяет существенно повысить полезную нагрузку, почему бы не перевозить заодно
с почтой пару бесстрашных пассажиров и обеспечить себе дополнительный доход? Так появился на свет первый настоящий пассажирский самолет фирмы "Боинг" - Модель-40А. Первый полет
состоялся 20 мая 1927 года.
Эксплуатационные расходы у Модели-40А оказались ниже, чем у конкурентов - самолетов Дуглас М-2 и Кертисс "Кэрриер Пиджин" ("Почтовый голубь"), и в 1927 году вновь образованная
авиакомпания БАТ - "Боинг Эйр Транспорт Инк.", которую возглавил Эдди Хаббард, получила контракт на перевозку почты по трассе
Сан-Франциско-Чикаго.
Всего было построено 25 экземпляров (заводские номера с 879 по 903, регистрации с С-268 по С-292, впоследствии перерегистрированы в NC).
Поначалу у всей серии по ошибке вместо буквы С на киле была нанесена цифра 3, и самолеты были поставлены с неправильными регистрациями - с 3268 по 3292.
24 машины были поставлены авиакомпании БАТ, а 25-я (С-270, впоследствии NC-270H, зав.
No.882) - переделана в летающую лабораторию: двигатель "Уосп" заменили новым двигателем P&W R-1690 "Хорнет" ("Шершень") мощностью 525
л. с. в капоте NACA. Для отработки аэродинамики сечение фюзеляжа сделали круглым, укрепив на бортах соответствующей формы накладки.
(Впоследствии нестандартные капот и накладки были сняты, а самолет переоборудован в учебный с двойным управлением и кабиной инструктора на месте пассажирской кабины для подготовки
пилотов авиакомпании "Юнайтед Эйр Транспорт", как с 1931 года стала называться БАТ).
Вариант с двигателем "Хорнет" получил обозначение Модель-40В и отдельную сертификацию; новый двигатель заметно улучшил данные самолета, и все построенные машины были
переоборудованы по стандарту 40В (правда, они имели незакапотированные двигатели и сохраняли плоские борта).
Затем появился Боинг Модель-40С, представлявший собой четырехместный вариант Модели-40А: уширенный в средней части фюзеляж имел с каждого борта два окна вместо одного и
соответственно две двери в левом борту для доступа к каждому ряду сидений. Первый полет состоялся 26 августа 1928 года. Было построено десять экземпляров, девять из них поставлены
авиакомпании "Пэсифик Эйр Транспорт" ("ПАТ"), одной из дочерних компаний "Юнайтед Эйр Транспорт", а последняя машина (регистр. N841M,
зав. No.1167) -авиакомпании "Нэйшнл Парке Эйрвейз".
Следующим шагом была установка на Модель-40С двигателя "Хорнет" от Модели-40В, и появился Боинг Модель-40В-4. Несмотря на более раннее обозначение, это был более поздний
вариант: прототип поднялся в воздух 5 октября 1928 года.
Помимо двигателя, Модель-40В-4 отличалась от Модели-40С рулем поворота с роговой компенсацией. После появления новой модификации первоначальная Модель-40В получила задним числом
обозначение 40-В2, соответственно числу пассажиров. (Все самолеты Модели-40С, кроме одного, были затем дооборудованы по стандарту "40В-4": оставшаяся машина (регистр. С-6841, зав.
No.1041) была переделана в учебный самолет по типу NC-270).
Самолеты Боинг Модель-40В-4 поставлялись не только "фирменной" авиакомпании, но и другим. Всего было построено 38 машин. Три машины были поставлены в Канаду (регистрации с
CF-A1M по CF-А10, заводские номера 1163, 1165 и 1166); впоследствии канадский филиал
фирмы "Боинг" построил четыре экземпляра под обозначением Боинг Модель-40Н-4 (буква Н была присвоена в честь президента канадского филиала Генри Хоффера и не указывала на
какие-либо изменения в конструкции). Машины имели регистрации с CF-AMP по CF-AMS и
заводские номера с 5 по 8; пятая машина (зав. No.9) получила регистрацию CF-AMT, но так и не была достроена.
Два из этих самолетов впоследствии были проданы в Новую Зеландию и в конце концов оказались в Австралии: CF-AMR был
перерегистрирован в ZK-ADY и затем в VH-ACL, a CF-AMS стал ZK-ADX
и затем VH-ADX.
Один Боинг Модель-40В-4 (регистр. Х-813М, зав. No.1164) был поставлен фирме "Прэтт энд Уитни" в качестве летающей лаборатории для испытания двигателей. (Буква X в регистрации
означала "экспериментальный" и указывала на опытный статус; ее нередко имели самолеты, проходящие испытания, а после сертификации и передачи заказчику буквы
NX заменяли на NC). Эта машина получила обозначение Модель 40В-4А. Первоначально на ней стоял двигатель
R-1860 "Хорнет" с трехлопастным винтом диаметром 3,3 м вместо стандартного двухлопастного диаметром 3,2 м.
Были и два варианта, построенные в единственном экземпляре по спецзаказу: Модель-40Х и Модель-40Y. Первый был создан на базе
Модели-40С для нефтяной компании "Ассошиэйтед Ойл Кампани" и имел вместо двух задних пассажирских сидений открытую одноместную кабину на манер учебных модификаций. Самолет, имевший
регистр. NC-7526 и зав. No.1093, был поставлен заказчику 6 сентября 1928 года.
Второй также был создан по заказу нефтяной компании (на этот раз "Стандард Ойл Кампани оф Калифорния") и представлял собой аналогичную модификацию Модели-40В-4. Кроме
нестандартной кабины, самолет имел обтекатели колес шасси, кок винта и кольцо Тауненда с широкой хордой. Машина, зарегистрированная как NC-381
(зав. No.1095), была передана заказчику 9 декабря 1928 года, за два дня (!) до первого полета. Вместо "фирменной" раскраски Боинга (темно-зеленый фюзеляж, серые с
оранжевым крылья и оперение) Боинг Модель-40Y имел нарядную красно-оранжево-белую раскраску и проходил в авиапарке компании под номером 2.
В настоящее время сохранились два экземпляра Модели-40, оба модификации 40В-4. Один из них находится в музее фирмы "Форд" в г. Дирборн, штат Мичиган, другой - в чикагском Музее
Розенвальда.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Boeing 40A |
Размах крыла, м |
13.46 |
Длина самолета,м |
10.11 |
Высота самолета,м |
3.73 |
Площадь крыла,м2 |
50.82 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1600 |
максимальная взлетная |
2722 |
Тип двигателя |
1 ПД Pratt Whitney Wasp |
Мощность, л.с. |
1 х 420 |
Максимальная скорость, км/ч |
206 |
Крейсерская скорость, км/ч |
169 |
Практическая дальность, км |
1046 |
Практический потолок, м |
4420 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
до 2 пассажиров и 544 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|