Уголок неба ¦ Boeing 80

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Boeing Model 80
       
Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1928
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Пассажирские перевозки на самолетах Боинг Модель-40 имели такой успех, что фирма решила всерьез заняться разработкой чисто пассажирских самолетов. В начале 1928 года была начата разработка трехмоторного 12-местного авиалайнера Модель-80.

Фюзеляж коробчатого сечения имел стальной сварной каркас из труб с тросовыми растяжками, крылья также состояли из стального набора; центроплан нижнего крыла вместе с узлами крепления двигателей и шасси составлял с фюзеляжем одно целое. Внешние консоли были съемными, законцовки крыльев "были деревянными и тоже съемными.

Салон для своего времени был на редкость просторным и комфортабельным - человек ростом метр девяносто мог стоять в нем не сгибаясь. 12 кожаных кресел располагались в четыре ряда по три кресла (слева два кресла, справа одно), причем над каждым имелся индивидуальный светильник. В салоне действовала принудительная вентиляция и водопровод (!) с горячей и холодной водой. Пилотская кабина была сделана закрытой (новинка по тем временам) и отделена от пассажирского салона.

Прототип (регистр. N7135, зав. No.1030) впервые поднялся в воздух в апреле 1928 года (точная дата неизвестна). Первый полет едва не закончился катастрофой: в результате небрежности при сборке на одном из болтов, крепящих стабилизатор, не оказалось гайки и в полете от вибрации стабилизатор открепился. Самолет стал почти неуправляемым, так что пилоту Эдди Аллену пришлось призвать на помощь второго пилота, чтобы удержать штурвал.

В одном из последующих испытательных полетов самолет опять едва не разбился: отказал один из боковых двигателей, а поскольку винты на самолете были постоянного шага, произошла раскрутка винта, и от сильнейшей вибрации двигатель начал буквально разлетаться на части. Неуправляемая машина стала описывать широкие зигзаги, но пилоту все же удалось обуздать взбесившийся самолет и приземлиться.

Модель-80 получила сертификацию 22 октября 1928 года. Из четырех самолетов первоначальной серии (регистр, номера 7138 по 7138, позднее NC-, зав.номера 1030 по 1033) первый и третий подверглись доработке: были изменены контуры носовой части, на двигателях машин No. 1 и 3 появились кольца Тауненда. В таком виде самолет стал называться Боинг Модель-80 "Спешл" и получил сертификацию 21 января 1931 года.

Опыт эксплуатации первых самолетов показал, что мощности трех двигателей P&W "Уосп" явно недостаточно, и вскоре появилась Модель-80А, оснащенная двигателями P&W "Хорнет" по 525 л: с. Кроме замены двигателей, в конструкцию были внесены другие изменения: стальная сварная конструкция хвостовой части фюзеляжа была заменена собранной на болтах фермой из алюминиевых труб квадратного сечения; подверглось переделке и верхнее крыло - лонжероны его располагались ближе друг к другу, отчего передние и задние стойки коробки крыльев стали параллельными. Снова была доработана и стала более обтекаемой носовая часть. Увеличенная мощность двигателей позволила довести вместимость до 18 человек.

На Модели-80А было введено еще одно важное новшество: этот самолет стал первым авиалайнером, на котором появилась стюардесса. Это теперь стюардессы воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а тогда, в конце 20-х - начале 30-х, их и в помине не было.

Справедливости ради надо сказать, что бортпроводники появились на самолетах еще в 1919 году; первой американской авиакомпанией, введшей эту практику, стала в 1928 году "Вестерн Эйр Экспресс". Но до тех пор бортпроводниками были исключительно мужчины; боже упаси включить в экипаж женщину, считали руководители авиакомпаний и пилоты. Наверное, коль скоро самолеты именуются воздушными судами, то и авиационные предрассудки сродни морским, а последние, как известно, гласят,что женщина на борту - гарантия всяческих бед и напастей.

Когда в 1930 году для работы на Боингах-8& авиакомпании БАТ, летавших по маршруту Сан-Франциско-Чикаго, наняли восемь медсестер из госпиталей в обоих городах, почти все на фирме "Боинг" встретили это в штыки. Но пассажиры оказались совсем другого мнения, и бортпроводницы, первоначально нанятые в порядке эксперимента на трехмесячный срок, "прописались" на самолетах постоянно.

Первые два экземпляра Модели-80А (регистр. 793К и С-224М, позже NC-) первоначально имели полностью закапотированные двигатели и небольшой киль, но после передачи заказчику капоты были сняты: почти сразу же выявился серьезный недостаток - малая путевая устойчивость самолета.

Сначала увеличили площадь киля, изменив его форму и увеличив заодно роговой компенсатор, а когда это не помогло, однокилевое оперение сделали трехкилевым, пристроив примерно посередине размаха стабилизаторов небольшие кили с рулями поворота (средний руль поворота при этом уменьшили до первоначального размера).

Одновременно уменьшили запас топлива, поскольку возросла масса самолета. Этот вариант получил обозначение Модель 80А-1. Из 12 построенных машин десять (регистр. N-793K, с NC-224M по NC-232M, зав. номера с 1081 по 1090) были построены как Модель-80А и затем дооборудованы по стандарту 80А-1.

Любопытна судьба второго экземпляра Модели-80А (NC-224M, зав. No.1082). Когда "на вооружение" авиакомпании "Юнайтед Эйр Транспорт" поступили Боинги-247 и Модель-80 отправили в отставку, NC-224М оборудовали боковыми панно, составленными из электроламп, и самолет некоторое время использовался в Лос-Анжделесе в качестве летающего рекламного стенда для ночных полетов (кстати, нечто подобное можно теперь видеть на рекламном дирижабле "Европа" фирмы "Гудьир").

С началом второй мировой войны самолет перебазировался на Аляску, где был переоборудован в грузовой: в правом борту была прорезана большая грузовая дверь. Чтобы ослабленный таким вырезом фюзеляж не разрушился от нагрузок в полете, пришлось усилить его с помощью наружных металлических накладок. В 1942 году на NC-224M был перевезен паровой котел массой 4983 кг - самый тяжелый груз, переправленный до тех пор по воздуху (кстати, нормальная полезная нагрузка Модели-80 - груз, топливо и экипаж - составляла 3208 кг).

В 1946 году этот самолет, к тому времени единственный оставшийся 80-й, оказался на свалке и пошел бы на переплавку, если бы не вмешались неравнодушные к авиации люди. Останки NC-224M перевезли на военно-транспортном самолете в Сиэттл, и началась кропотливая работа, продолжавшаяся до 1980 года. Сейчас безукоризненно отреставрированная машина стоит в Музее воздухоплавания в Сиэттле.

Одиннадцатый экземпляр был построен по спецзаказу и настолько отличался от стандартных машин, что получил отдельное обозначение - Модель-226, поэтому о нем речь пойдет несколько позже.

Последний же, двенадцатый экземпляр (регистр. NC-234M, зав. No.1092) тоже был необычным. Пилоты по натуре страшно консервативны, и закрытая пилотская кабина Модели-80 им сразу не понравилась - дескать, обзор никудышный и вообще пилот должен чувствовать "ветер в лицо", чтобы правильно вести машину. И последний 80-й был построен с открытой пилотской кабиной.

Чтобы дать пилотам максимально возможный обзор, кабину подняли вровень с верхним крылом, и у самолета появилась забавная толстая "голова". Некоторое время NC-234M летал в таком виде под обозначением Боинг Модель-80В-1, но, как только наступила зима, пилоты почувствовали, что закрытая кабина все-таки лучше, и самолет был переоборудован в стандартный 80А-1.




 ЛТХ:
Модификация   Boeing 80A
Размах крыла, м   24.38
Длина самолета,м   17.22
Высота самолета,м   4.65
Площадь крыла,м2   113.34
Масса, кг  
  пустого самолета   4800
  максимальная взлетная   7938
Тип двигателя   3 ПД Pratt Whitney Hornet
Мощность, л.с.   3 х 525
Максимальная скорость, км/ч   222
Крейсерская скорость, км/ч   201
Практическая дальность, км   740
Практический потолок, м   4265
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 18 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Boeing 80
 Boeing 80
 Boeing 80
 Boeing 80
 Boeing 80
 Boeing 80
 Boeing 80
 Boeing 80A
 Boeing 80A
 Boeing 80A
 Boeing 80A
 Boeing 80A
 Boeing 80A
 Boeing 80A-1
 Boeing 80A-1
 Boeing 80A-1
 Boeing 80A-1
 Boeing 80A-1
 Boeing 80A-1
 Boeing 80A-1
 Boeing 80A-1
 Boeing 80A-1
 Boeing 80B-1
 Boeing 80B-1
 Boeing 80B-1
 Пассажирский салон Boeing 80A
 Кабина пилотов Boeing 80A

  Схемы:

 Boeing 80A
 Компоновочная схема  Boeing 80A-1    (c) Авико Пресс

 



 

Список источников:

Авико Пресс. Константин Удалов, Дмитрий Комиссаров. Транспортные самолеты фирмы "Боинг"
Putnam. Peter M. Bowers. Boeing Aircraft since 1916
Aerofiles.com. Boeing
Cory Graff. Boeing Field
Alain Pelletier. Boeing. The Complete Story
Tempus. Martin W. Bowman. Images of America : Boeing
Bart van Der Klaauw. De geschiedenis van de Boeing-fabrieken
Kenneth Munson. U.S. Commercial Aircraft
Ed Davies, Steve Ellis. Seattle's Commercial Aviation, 1908-1941
Bill Yenne. The Pictorial History of American Aircraft
Page Shamburger, Joe Christy. Command the Horizon
Aeroplane Monthly 2006-04. Michael O'Leary. Boeing's Flying Pullman
Le Fana de l'Aviation 2018-07. Alexis Rocher. Des passagers choyes
Vintage Airplane 1980-01. Edward D. Williams. Airline Travel Fifty-Plus
Boeing.com : Boeing History. Model 80
1000aircraftphotos.com. No. 12341. Boeing 80B (NX234M c/n 1092)


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: