В 1930 году конструкторы фирмы Societe de Avion
Bernard создали рекордный самолет, получивший название
Bernard 80GR. Это был двухместный деревянный низкоплан,
оснащенный двигателем Hispano-Suiza 12Nb мощностью 650 л.с. Первый полет
самолета, имеющего собственное имя "Oiseau Tango", состоялся 27 ноября
1930 года. В дальнейшем судьба самолета оказалась плотно переплетена с судьбой
известного французского пилота Жана Мермоза.
Жан Мермоз, получивший известность во Франции, как
открыватель воздушных трасс, рекордсмен и один из наиболее популярных пилотов у
себя на родине, принял приглашение от фирмы Societe de
Avion Bernard и уже в 1931 году начал готовиться к беспосадочному перелету через
Северную Атлантику по маршруту Париж - Нью-Йорк.
В алжирском городке Оран собрались три экипажа, задумавшие совершить перелет
Париж - Нью-Йорк. Это экипаж самолета Dewoitine 33 - Доре
и Ле Бри, экипаж самолета Bleriot 110 - Боссоутро и Росс
и экипаж самолета Bernard 80GR - Антуан Пиллар и
капитан Майллоукс. Все они хотели в готовящемся перелете побить, принадлежащий
итальянцам, мировой рекорд на дальность. Он составлял 8188,8 километра.
Инициатором всей этой затеи был Альбер Когу - шеф главного технического
управления при министерстве авиации. В 1929 году он предложил представителям
фирм Bleriot, Bernard и Dewoitine разработать самолет с дальностью полета 7000
километров, способный перелететь Северную Атлантику. В фирме Bernard за дело
взялись два хорошо известных конструктора Бешеро и Галтье. Они разработали
самолет монопланной схемы, деревянной конструкции с крылом толстого профиля. Эта
замечательная машина была оснащена рядным двигателем жидкостного охлаждения Hispano - Suiza 12Nb. Самолет был облетан в Ле-Бурже 27 ноября 1930 года, после
чего представлен в комиссии по новым авиационным конструкциям.
1 февраля 1931 года Пиллар, капитан Майллоукс и механик Лаверсин на окрашенном в
оранжевый цвет самолете Bernard 80GR перелетели на
аэродром Ла-Сени в Оране. Там к ним присоединился Жан Мермоз.
Перед трансатлантическим перелетом решено было проверить, как будет вести себя
машина в длительном полете. 23 февраля экипаж самолета Bernard
80GR стартовал в попытке установить новый мировой рекорд дальности полета
по замкнутому маршруту. Самолет имел регистрационный бортовой код F-AKEX и был
заправлен 6300 литрами топлива. Вначале полет проходил без особых осложнений.
Спустя некоторое время, вдруг выяснилось, что расход топлива в полете гораздо
выше предусмотренного в расчетах. 25 февраля пришлось совершить вынужденную
посадку. Самолет продержался в воздухе 50 часов и 2 минуты. При этом он пролетел
расстояние, равное 8168 километров. Не хватило всего каких-то двадцати
километров, чтобы повторить рекорд итальянцев. В последствии выяснилось, что
виной всему был плохо отрегулированный винт самолета.
На следующий день совершил посадку самолет Bleriot 110,
на котором Росс и Боссоутро одержали триумфальную победу. Они установили новый
мировой рекорд на дальность полета по замкнутому маршруту, пролетев за 75 часов
23 минуты 8822 километра. Однако, экипаж самолета Bernard и не думал cдаваться.
Вечером, 30 марта 1931 года, Пиллар и Мермоз, находящиеся теперь в Испании,
снова выруливают свой самолет на старт. На этот раз они взяли на борт 7200
литров бензина. Взлетный вес машины приблизился к 10 тоннам. Для разбега была
специально сооружена взлетная полоса, длина которой составила 1600 метров.
Тяжело груженный самолет, с трудом оторвавшись от земли, стал очень медленно
набирать высоту. Пилоты решили на этот раз уменьшить скорость полета со 190 до
157 км/час. Это было необходимо для того, чтобы максимально снизить расход
топлива. На рассвете, 2 апреля, когда самолет находился в воздухе уже 60 часов,
ситуация неожиданно осложнилась. Температура двигателя стала быстро расти. Все
говорило о том, что в моторе не хватает охлаждающей жидкости. Пиллар выбрался из
самолета наружу и осторожно стал пробираться к двигателю. При этом Мермоз держал
его одной рукой за ногу, а другой умудрялся пилотировать самолет. Наконец Пиллар
дотянулся до радиатора. Прилагая огромные усилия, он с трудом отвернул крышку
заливочной горловины и стал заливать туда все, что только можно было найти на
борту самолета. В ход пошла минеральная вода, кофе, шампанское. При этом Пиллар
сильно ожег руки о выхлопной коллектор, но несмотря на жгучую боль, продолжал
делать свое дело. В результате этого им удалось продержаться в воздухе еще
четыре часа:
Пиллар и Мермоз стали новыми рекордсменами. Они пролетели 8960 километров. Но
долго ходить в победителях, им было не суждено. Уже 10 июня 1931 года их
результат был превзойден экипажем самолета Dewoitine 33.
Новый рекорд на дальность полета составил 10371 км.
Фирма Bernard в это время начала работы по модернизации самолета и подготовке
его к перелету через Северную Атлантику. Новая машина получила обозначение
Bernard 81GR. Но Антуан Пиллар не дождался ее. 15
июня он неожиданно умирает от воспаления брюшины. В память о нем, его именем
назвали новый самолет. Однако удача уже отвернулась от Мермоза. В конце 1931
года он и Майллоукс терпят на этом самолете аварию. От горячей воды, вытекшей из
разбитого радиатора, оба пилота получают тяжелые ожоги. После долгого лечения,
продлившегося до августа следующего года, Мермоз покидает фирму Bernard.
После его
ухода самолет сменил имя на "Oiseau Canari II".
Пилотируемый летчиком Ассолантом он летал еще до 1933 года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Bernard 80GR |
Bernard 81GR |
Размах крыла, м |
24.50 |
26.50 |
Длина, м |
14.85 |
15.47 |
Высота, м |
4.40 |
4.65 |
Площадь крыла, м2 |
70.00 |
80.00 |
Масса, кг |
|
|
пустого самолета |
3100 |
3300 |
нормальная взлетная |
8620 |
9240 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano-Suiza 12Nb |
1 ПД
Hispano-Suiza 12Nbr |
Мощность, л.с. |
1 х 650 |
1 х 650 |
Максимальная скорость , км/ч |
240 |
200 |
Крейсерская скорость , км/ч |
210 |
180 |
Практическая дальность, км |
11000 |
11300 |
Практический потолок, м |
9000 |
9000 |
Экипаж, чел |
2 |
3 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|