Уголок неба ¦ БОК (Чижевский) БОК-7

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   БОК-7
       
Разработчик: БОК
Страна: СССР
Первый полет: 1938
Тип: Стратосферный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Сегодня пассажиры реактивного лайнера, совершающего полет на границе со стратосферой, вряд ли задумываются о том, что еще каких-то 60 лет назад достижение подобных высот (свыше 10 километров) считалось поступком героическим. К высотным полетам допускались только специально подготовленные летчики, бороться с недостатком кислорода в разреженном воздушном пространстве им помогала кислородная маска.

Защитить человека от низкого атмосферного давления и холода, а главное, сохранить его работоспособность в высоких слоях атмосферы могли скафандр или герметичная кабина. Решением этой проблемы занималось созданное в январе 1931 года Бюро особых конструкций - БОК. Новое подразделение было организовано при ЦАГИ - Центральном аэрогидродинамическом институте. Возглавил его выпускник Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, инженер-конструктор ЦАГИ Владимир Антонович Чижевский. (11 апреля нынешнего года исполняется сто лет со дня его рождения.) Создание летательных аппаратов с герметичными кабинами стало главным направлением в деятельности Бюро особых конструкций. Всем машинам, созданным под руководством В. А. Чижевского, присваивалось обозначение "БОК", наверное, поэтому о нем знают меньше, чем об авиаконструкторах, чьи имена носят самолеты и вертолеты.

Первенцем БОКа стала герметичная гондола стратостата "СССР". В 1933 году он совершил блестящий рекордный полет в стратосферу. Оставив далеко позади мировое достижение швейцарского физика и воздухоплавателя Огюста Пиккара (16370 метров), советский летательный аппарат поднялся на высоту 19 километров. Экипаж провел уникальные опыты и собрал материал, уточнявший строение атмосферы и ее параметры на больших высотах. Полет стратостата "СССР", вызвавший восхищение во всем мире, открыл путь к созданию первых отечественных самолетов с герметичными кабинами.

Облик стратосферного самолета сформировался в БОКе еще во время работы над гондолой стратостата "СССР". В апреле 1934 года Чижевский выступил на Всесоюзной конференции по изучению стратосферы. В своем докладе он сформулировал основные требования к высотному самолету с герметичной кабиной и сразу вслед за этим предложил проект первого в СССР стратосферного самолета БОК-1(СС). На этой машине предполагалось провести на больших высотах аэродинамические исследования, отработать гермокабину и выводы наружных органов управления, проверить возможности двигателя.

В новой машине БОК-7, предназначенной главным образом для достижения рекордных высот, уже стояла гермокабина с вентиляцией. БОК-7 - повторение БОК-1, но герметическая кабина - встроенная, т. е. неотделимая от фюзеляжа, ее стенки были стенками фюзеляжа. Над ГК были два выпуклых купола над сиденьями летчика и летчика-наблюдателя с несколькими иллюминаторами каждый. Двигатель М-34ФРН с двумя ТК. Самолет испытывался в 1938 г. и показал данные в общем, как и БОК-1. Испытывали его (как и БОК-1) летчики И. Ф. Петров и П. М. Стефановский. Интересные опыты с этим самолетом и следующим за ним БОК-11 были проведены на земле. Несколько экипажей, готовившихся к дальним высотным перелетам (Громов, Юмашев, Данилин, Спирин, Байдуков, Беляков и др.), прожили по несколько суток в герметической кабине самолета, проверив на себе весь жизненный цикл. Это была тренировка летчиков для будущих высотных продолжительных перелетов на самолете БОК-15.

Все системы работали хорошо. Герметичность кабины была такой, что нормальная подача кислорода в дыхательную аппаратуру компенсировала незначительную утечку воздуха через швы и выводы управления и проводок. Однако предвиделось, что в летящем самолете утечка может оказаться значительно большей, и ГК была дополнительно оборудована системой наддува путем установки приводного центробежного нагнетателя (ПЦН), работавшего от двигателя самолета. Это была первая ГК смешанного типа. Герметические выводы тяг и тросов управления были сальниковые.


 


 ЛТХ:
Модификация   БОК-7
Размах крыла, м   32.40
Длина, м   14.85
Высота, м  
Площадь крыла, м2   87.00
Масса, кг  
  пустого самолета   3400 (3600)
  нормальная взлетная   4814
Тип двигателя   1 ПД М-34ФРН (2ТК)
Мощность, л.с.   1 х 890
Максимальная скорость , км/ч   350 
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   15200
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 БОК-7
 БОК-7
 БОК-7
 БОК-7
 БОК-7 в роли АНТ-25 в фильме "Валерий Чкалов"
 БОК-7 в роли АНТ-25 в фильме "Валерий Чкалов"

  Схемы:

 БОК-7

 



 

Список источников:

Наука и Жизнь. Николай Якубович. Прорыв в стратосферу
Николай Якубович. "Сталинский маршрут" Чкалова и Леваневского
Арсенал-Коллекция 2017-09. Михаил Маслов. Высотные полеты в СССР (1931–1941 гг.)
Крылья 2008-01. Самолет БОК-1 (СС)
Вячеслав Кондратьев. Стратосферный призрак Сталина
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: