Сегодня пассажиры реактивного
лайнера, совершающего полет на границе со стратосферой, вряд ли
задумываются о том, что еще каких-то 60 лет назад достижение подобных
высот (свыше 10 километров) считалось поступком героическим. К высотным
полетам допускались только специально подготовленные летчики, бороться с
недостатком кислорода в разреженном воздушном пространстве им помогала
кислородная маска.
Защитить человека от
низкого атмосферного давления и холода, а главное, сохранить его
работоспособность в высоких слоях атмосферы могли скафандр или
герметичная кабина. Решением этой проблемы занималось созданное в январе
1931 года Бюро особых конструкций - БОК. Новое подразделение было
организовано при ЦАГИ - Центральном аэрогидродинамическом институте.
Возглавил его выпускник Военно-воздушной академии имени Н. Е.
Жуковского, инженер-конструктор ЦАГИ Владимир Антонович Чижевский. (11
апреля нынешнего года исполняется сто лет со дня его рождения.) Создание
летательных аппаратов с герметичными кабинами стало главным направлением
в деятельности Бюро особых конструкций. Всем машинам, созданным под
руководством В. А. Чижевского, присваивалось обозначение "БОК",
наверное, поэтому о нем знают меньше, чем об авиаконструкторах, чьи
имена носят самолеты и вертолеты.
Первенцем БОКа стала
герметичная гондола стратостата "СССР". В 1933 году он совершил
блестящий рекордный полет в стратосферу. Оставив далеко позади мировое
достижение швейцарского физика и воздухоплавателя Огюста Пиккара (16370
метров), советский летательный аппарат поднялся на высоту 19 километров.
Экипаж провел уникальные опыты и собрал материал, уточнявший строение
атмосферы и ее параметры на больших высотах. Полет стратостата "СССР",
вызвавший восхищение во всем мире, открыл путь к созданию первых
отечественных самолетов с герметичными кабинами.
Облик стратосферного
самолета сформировался в БОКе еще во время работы над гондолой
стратостата "СССР". В апреле 1934 года Чижевский выступил на Всесоюзной
конференции по изучению стратосферы. В своем докладе он сформулировал
основные требования к высотному самолету с герметичной кабиной и сразу
вслед за этим предложил проект первого в СССР стратосферного самолета
БОК-1(СС). На этой машине предполагалось провести на больших высотах
аэродинамические исследования, отработать гермокабину и выводы наружных
органов управления, проверить возможности двигателя.
В новой машине БОК-7,
предназначенной главным образом для достижения рекордных высот, уже
стояла гермокабина с вентиляцией. БОК-7 - повторение БОК-1, но
герметическая кабина - встроенная, т. е. неотделимая от фюзеляжа, ее
стенки были стенками фюзеляжа. Над ГК были два выпуклых купола над
сиденьями летчика и летчика-наблюдателя с несколькими иллюминаторами
каждый. Двигатель М-34ФРН с двумя ТК. Самолет испытывался в 1938 г. и
показал данные в общем, как и БОК-1. Испытывали его (как и БОК-1)
летчики И. Ф. Петров и П. М. Стефановский. Интересные опыты с этим
самолетом и следующим за ним БОК-11 были проведены на земле. Несколько
экипажей, готовившихся к дальним высотным перелетам (Громов, Юмашев,
Данилин, Спирин, Байдуков, Беляков и др.), прожили по несколько суток в
герметической кабине самолета, проверив на себе весь жизненный цикл. Это
была тренировка летчиков для будущих высотных продолжительных перелетов
на самолете БОК-15.
Все системы работали
хорошо. Герметичность кабины была такой, что нормальная подача кислорода
в дыхательную аппаратуру компенсировала незначительную утечку воздуха
через швы и выводы управления и проводок. Однако предвиделось, что в
летящем самолете утечка может оказаться значительно большей, и ГК была
дополнительно оборудована системой наддува путем установки приводного
центробежного нагнетателя (ПЦН), работавшего от двигателя самолета. Это
была первая ГК смешанного типа. Герметические выводы тяг и тросов
управления были сальниковые.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
БОК-7 |
Размах крыла, м |
32.40 |
Длина, м |
14.85 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
87.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3400
(3600) |
нормальная взлетная |
4814 |
Тип двигателя |
1 ПД М-34ФРН
(2ТК) |
Мощность, л.с. |
1 х 890 |
Максимальная скорость , км/ч |
350 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
15200 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2021
|