В августе 1914 года компания "Societe Bleriot-Aeronautique" приобрела фирму
SPAD ("Societe Pour les Appareils Deperdussin"), оказавшуюся на краю банкротства
после того, как ее владелец Арман Депердюссен был арестован за финансовые
махинации. Блерио сменил название фирмы на "Societe Anonyme Pour l'Aviation et
ses Derives", сохранив при этом прежнюю аббревиатуру. На протяжении Первой
мировой войны Блерио позволял выпускать фирме самолеты под собственным
названием, но в 1921 году SPAD вошла в состав основной компании, которая стала
называться "Bleriot-SPAD".
Первым опытом в создании транспортных самолетов для компании стал S.27,
построенный в количестве нескольких экземпляров. За ним последовал Bleriot-SPAD
S.33, прототип которого взлетел 12 декабря 1920 года. Оба самолета были оснащены
двигателем воздушного охлаждения Salmson мощностью 250 л. с. (186 кВт), но на
последнем позднее установили более мощную (260 л.с, 194 кВт) версию этого
мотора.
В закрытой кабине размещались четыре пассажира, а за ней располагалась
открытая кабина, в которой сидели пятый пассажир (по правому борту) и пилот.
Салон на 5 пассажиров был более просторным, увеличение числа пассажиров вынудило
сместить кабину ближе к центру тяжести между крыльями. По бортам располагались
три круглых окна (либо большие овальные).
Самым примечательным в этом самолёте был двигатель. В годы войны типичными были
рядные жидкостного охлаждения и звездообразные ротативные воздушного охлаждения.
На SPAD 33 же впервые установили звездообразный двигатель Salmson 9Z с
неподвижными цилиндрами. Поскольку скорости в то время были невелики, пришлось
делать водяное охлаждение.
Испытания прототипа F-CMAZ начались 12 декабря 1920. В следующем году SPAD 33
начал выпускаться серийно и вышел на линии. S.33 оказался удачным самолетом -
была построена 41 машина (15 из них были построены с двигателями Salmson 9Z,
остальные с Salmson 9Cm), которые вместе со своими вариантами доминировали на
европейском рынке небольших транспортных самолетов до начала 1930-х годов.
Один S.33 был переделан для обучения полетам по приборам, обучаемый сидел внутри
зашторенной кабины.
Восемь S.33 были позднее переделаны в вариант S.66, с заголовниками-обтекателями
для пилота и сидящего рядом с ним пассажира.
Модификации
: |
|
|
S.33 |
первая
серийная модификация. |
S.46
|
вариант с
увеличенным размахом крыла и двигателем
Lorraine-Dietrich 12Da. |
S.48 |
один S.33 некоторое время летал с двигателем
Lorraine мощностью 275 л.с |
S.50 |
два прототипа с двигателями Hispano-Suiza 8Fb
мощностью 300 л.с (224 кВт), позднее в этот вариант переделали еще
три S.33. Один из прототипов, оснащенный крылом от S.46,
использовался как правительственный транспорт. |
S.56 |
вторая
серийная модификация. |
S.66 |
вариант с заголовниками-обтекателями
для пилота и сидящего рядом с ним пассажира. |
S.86 |
один S.66 в 1925 году оснащен двигателем
Lorraine мощностью 450 л.с. |
S.116 |
32-й S.66 оснащен в 1928 году мотором Renault
12Ja мощностью 450 л.с. (336 кВт) вместо Lorraine-Dietrich. |
S.126 |
S.86 в 1929 году оснащен двигателем Hispano-Suiza
12На мощностью 450 л.с. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SPAD
S.33 |
Размах крыла, м |
11.66 |
Длина самолета,м |
10.08 |
Высота самолета,м |
3.20 |
Площадь крыла,м2 |
42.18 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1050 |
максимальная взлетная |
2062 |
Тип двигателя |
1 ПД Salmson СМ.9 |
Мощность, л.с. |
1 х 260 |
Максимальная скорость, км/ч |
180 |
Крейсерская скорость, км/ч |
160 |
Практическая дальность, км |
1080 |
Практический потолок, м |
3800 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 5 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|