Поступивший в семнадцать лет в национальную высшую школу искусств и ремесел
(политехнический институт) Анже, департамент Мен и Луара, а в двадцать лет в
национальную высшую летную школу инженер Рене Кузин (René Couzinet) был полон
идей, на многие из которых он впоследствии подал заявки на патент. Военную
службу Рене Кузин проходил в Бурже - сакральном месте для французской авиации,
тесно связанном с началом и окончанием ряда авиационных гонок и великой историей
пересечения Атлантики в 1926-27 годах. Во время воинской службы у Кузина
возникли идеи, связанные с авиационными перелетами.
В июле 1927 года не имевший собственных средств Рене Кузин основал
авиастроительную компанию с целью создания совершенного самолета наземного
базирования с трехмоторной силовой установкой достаточной мощности, который был
бы способен пересечь Атлантический океан на высокой скорости. Соблазненный идеей
Кузина владелец гостиницы Мале (Malet) дал ему 50000 франков, а исполняющий
обязанности генерального директора компании Hispano-Suiza Жак Лакост, также
воодушевленный этой идеей, выдал Рене Кузину три 180-сильных двигателя,
значительные запасы которых существовали в то время.
Зимой 1927-28 годов в Медоне на производственных мощностях компании Letord был
построен Couzinet Type 10, более известный как "Arc-en-Ciel" no.1 (радуга No.1).
Финансируемая конструктором машина (самолет изготавливался без заключения
контракта) имела чрезвычайно необычный внешний вид. Низкорасположенное крыло
Type 10 имело размах 27 метров и аэродинамическое качество почти как у планера
(16,7) и содержало в себе семь баков с 6300 литрами топлива (по словам
конструктора с этим запасом топлива самолет мог пролететь 10000 километров).
Фюзеляж самолета был крайне любопытным: его хвостовая часть задиралась верхи
образовывала с килем единое целое. Поскольку Рене Кузин не верил в перелет через
океан на одномоторном самолете, справедливо полагая это чрезвычайно опасным, то
на спроектированной им машине были установлены три мощных двигателя. Когда
компания Hispano-Suiza предложила ему три 12-цилиндровых V-образных двигателя
типа 12 Lb мощностью 600 л.с. каждый, поскольку для самолета, взлетный вес
которого превышал 10 тонн, мощности трех 180-сильных двигателей было
недостаточно.
7 мая 1928 года авиационная техническая служба (Service technique de
l'aéronautique - STAé) отказалась выдать сертификат летной годности воздушного
судна под предлогом экстраординарной нагрузки на крыло. По словам представителя
Рене Кузина его шеф был в ярости: "Мой друг, Вы мне очень дороги, но если вы и через пять минут не отойдете и
будете по-прежнему стоять перед самолетом, я пройду сквозь Вас!"
Не имея свидетельства летной годности, самолет совершил свой первый полет в Орли
под управлением Мориса Друа (Maurice Drouhin). По его словам машина управлялась
в воздухе идеально. Как писала мировая пресса, и этого мнения придерживался и
Рене Кузин, с этого момента начался длительный период напряженности или даже
презрения к официальным службам.
Получив, наконец, свидетельство летной годности на "Arc-en-Ciel" no.1 Рене Кузин
стал готовить этот самолет для первого полета большой дальности по маршруту
Париж - Алжир; экипаж Type 10 должен был состоять из двух человек - Мориса Друа
и Ле Бри (Le Brix). 8 августа 1928 года "Arc-en-Ciel" no.1, который уже выполнил
двенадцатичасовой полет, был представлен публике с экипажем в составе пилота Друа, штурмана Гьяноли (Gianoli), радиста Мануэля (Manuel) и механика Лане (Lanet).
На это раз Рене Кузин был не у самолета и вместе с Ле Бри стоял в стороне. После
45 минут демонстрационного полета Друа, будучи в восторге от машины, набрал
высоту и спикировал на полном газу. Консоли крыла начали опасно маневрировать.
Морис Друа был отличным пилотом и смог выйти из пикирования и перейти в
горизонтальный полет. К сожалению, машина врезалась в ангар и случилась
трагедия. Лане оторвало голову, Друа разорвало левое бедро и на следующий день
умер, Гьяноли и Мануэль оказались в коме.
15 августа министр торговли и промышленности Морис Бокановски позвонил Рене
Кузину и во время телефонного разговора сделал заказ на три почтовых
трехмоторных самолета "Arc-en-Ciel". Однако 2 сентября, когда на свой пост
заступил Андре Лоран-Эйнака (André Laurent-Eynac), Морис Бокановски погиб в
авиакатастрофе. Представитель STAé Сюффин-Эбер (Suffrin-Hébert) предостерег Рене
Кузина: "Вы подписали контракт? Нет, я прекрасно помню слова Бокановски, но поймите,
Кузин, министры приходят и уходят, а чиновники остаются…"
Но Кузин не стал сдаваться. Гьяноли и Мануэль смогли поправиться, а городские
власти Биаррица выделили 100000 франков на ремонт "Arc-en-Ciel". Руководство
городов Анжер, Канны, По, Нант и западный аэроклуб организовывали мероприятия и
финансовую поддержку авиаконструктору. Лоран-Эйнак выдал Рене Кузину контракт на
постройку двух трехмоторных почтовых самолета, которые должны были совершать
полеты на линии Бордо - Женева, а компания Hispano-Suiza передала для три
двигателя 12 N для будущего "Arc-en-Ciel". Вполне вероятно, что разработанный
Рене Кузином "Arc-en-Ciel" вдохновил Альбера Каку на создание программы
рекордных прототипов. 17 февраля 1930 года судьба нанесла новый удар: пожар
уничтожил в Медоне фабрику компании Letord и несколько самолетов, находившихся в
стадии постройки. Рене Кузин нашел свободные мощности в цеху Донне (Donnet),
расположенном на острове Гранд-Жатт (Île de la Jatte; в северной его части,
принадлежащей коммуне Леваллуа [Levallois]).
Построенный полностью из дерева трехмоторный почтовый самолет Couzinet 33 был
также известен как "demi Arc-en-Ciel" (половинка Радуги, т.к. был выполнен в
масштабе ½). Этот четырехместный самолет имел крыло с аэродинамическим качеством
17. В данном крыле, основу силового набора которого составляли два еловых
лонжерона, были размещены десять топливных баков. Фюзеляж был выполнен из
дерева; его форма была образована шпангоутами, лонжеронами и гладкой фанерной
обшивкой. Моторные рамы были изготовлены из стальных труб, сваренных при помощи
автогена. Колеса Charles были оснащены тормозами. 6 октября 1931 года самолет
покинул цех Донне.
Барон Шарль де Вернёй-Пьюразу (baron Charles de Verneuilh-Puyrazeau), который
хотел совершить авиационный перелет, в конце 1931 года купил Couzinet 33 и
присвоил ему имя на "ville de Biarritz". C экипажем из трех человек (пилот де
Вернёй-Пьюразу, штурман Макс Деве [Max Dévé] и механик Эмиль Мунш [Emile Munch])
самолет с 6 марта по 5 апреля совершил первый перелет по маршруту Франция -
Новая Каледония. Ниже в таблице приведены даты, участки полета и пройденный
путь:
6 марта
|
Ле Бурже – Истр
|
680 км
|
9 марта
|
Истр – Триполи
|
1390 км
|
11 марта
|
Триполи – Каир
|
1900 км
|
13 марта
|
Каир – Басра
|
1600 км
|
14-15 марта
|
Басра – Карачи
|
2030 км
|
17 марта
|
Карачи – Аллахабад
|
1480 км
|
18 марта
|
Аллахабад – Калькутта
|
750 км
|
19 марта
|
Калькутта – Моламьяйн
|
1200 км
|
20 марта
|
Моламьяйн – Алор-Сетар
|
1300 км
|
21 марта
|
Алор-Сетар – Батавия
|
1400 км
|
23 марта
|
Батавия – Бима
|
1340 км
|
24 марта
|
Бима – Купанг
|
580 км
|
26 марта
|
Купанг – Порт-Дарвин
|
820 км
|
28 марта
|
Порт-Дарвин – Камувел (Camooweal)
|
1180 км
|
29 марта
|
Камувел – Лонгрич
|
750 км
|
30 марта
|
Лонгрич – Брисбен
|
1050 км
|
5 апреля
|
Брисбен – Нумеа
|
1520 км
|
Когда "ville de Biarritz" совершал посадку на аэродроме Тонтута (Tontouta),
Новая Каледония, его консоль задела дерево, и самолет ударился о землю. Экипаж
не пострадал, однако самолет оказался непригодным для полетов. Самолет был
возвращен во Францию на корабле и в цеху Донне был оснащен более мощными
двигателями.
В декабре 1932 года самолет Couzinet 33-02 был представлен на авиасалоне,
проходившем в парижском Большом дворце. В 1933 году барон де Вернёй-Пьюразу,
который по-прежнему владел этим самолетом, совершил несколько полетов в Северную
Африку. 10 октября 1933 года во время возвращения из одной такой поездки
Couzinet 33-02 попал в густой туман и ударился в холм неподалеку от Блези-Ба (Blaisy-Bas),
Обиньи-ле-Сомбернон (Aubigny-lès-Sombernon; Côte d'Or - золотой берег). Экипаж
самолета погиб.
В 1933 году Морис Росси (Maurice Rossi), желавший совершить кругосветное
путешествие на самолете, попросил Рене Кузина создать самолет с крейсерской
скоростью 300 км/ч и дальностью полета 6000 километров. Кузин предложил Морису
Росси Couzinet 150 - скоростной моноплан с низкорасположенным крылом и
неубирающимися стойками шасси, способный развивать максимальную скорость … 417
км/ч (теоретически) и оснащенный радиальным девятицилиндровым 575-сильным
двигателем Hispano-Suiza 9V.
Данный проект без каких-либо возражений был принят STAé, однако его
финансирование представляло серьезную проблему. Рене Кузин предложил опционную
цену [1], которая охватывала лишь часть проекта. Со своей стороны STAé
предлагала 200000 франков с правом приобретения самолета государством.
Переговоры с Росси продолжались некоторое время, и, наконец, Рене Кузин принял
условия. Вопрос был закрыт 4 августа 1933 года из-за отсутствия банковского
кредита. Компания Société des avions René Couzinet получила предписание
поставить самолет Couzinet 150 к концу 1933 года. Раздраженный этими
увиливаниями, Росси обратился к авиастроительной компании Caudron-Renault. Затем
наступил 1934 год и новый министр авиации генерал Виктор Денен (général
Victor-Léon-Ernest Denain) прекратил политику прототипов.