Spartan Cruiser - небольшой шести пассажирский самолёт предназначенный для
обслуживания местных авиалиний был создан на основе самолёта SaRo-Percival "Mailplane" (обозначенный позже Spartan Mailplane).
Первый полет самолета, изготовленного
английский фирмой Spartan Aircraft Limited, состоялся в 1932 году. Если верить западным источникам было
изготовлено 16 самолётов этого типа. Первый вариант "Cruiser I" (G-ABTY) имел двигатели "Gipsy" III (120 л.с.) и остался в единственном экземпляре
(первый полет состоялся в мае 1932 года).
Модификация "Cruiser II" оснащалась тремя 130-сильными
двигателями
de Havilland "Gipsy Major" и могла развивать максимальную скорость до
214 км\ч. Фюзеляж был собран из стальных труб, спереди он обшивался аллюминевыми
листами, задняя часть покрывалась полотном. Крылья выполнялись из дерева.
В 1935 году было построено три самолёта последней восьмиместной модификации "Cruiser
III", после чего производство самолёта завершилось. Британские "Cruiser" имели
следующие регистрационные коды: G-ABTY, G-ACDW, G-ACSM, G-ACVT, G-ACYK и G-ADEL.
Об их судьбе точной информации нет, но до наших дней частично сохранилась только
одна машина этого типа - в 1938-м году около Ларгса потерпел аварию самолёт
принадлежавший авиакомпании Northern Scottish Airways. В полуразрушенном виде он
пролежал там до 1973 года, пока его фюзеляж не был транспортирован в Музей
Авиации где он остаётся и сейчас. Хотя самолёт и редкий планов его полного
восстановления не имеется. Оставшиеся в Великобритании четрыре самолёта (один Cruiser II и три Cruiser III) летали до середины 1940 г. В частности Cruiser III
были в апреле 1940 года реквизированы RAF и направлены в 6 и 7 AACU. Их военная
карьера оказалась очень короткой и через несколько месяцев их вывели из
эксплуатации по техническим причинам. Машины этого типа экспулатировались также на авиалинии Белград-Солоники компании
Aeroput. О самолётах летавших в Европе сведения не сохранились, но вероятно их
использовали вплоть до начала войны.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Cruiser II |
Размах крыла, м |
16.46 |
Длина самолета,м |
11.94 |
Высота самолета,м |
3.05 |
Площадь крыла,м2 |
40.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1656 |
максимальная взлетная |
2812 |
Тип двигателя |
3 ПД de Havilland
Gipsy Major I |
Мощность, л.с. |
3 х 130 |
Максимальная скорость, км/ч |
214 |
Крейсерская скорость, км/ч |
185 |
Практическая дальность, км |
499 |
Практический потолок, м |
4570 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
до 5 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|