Конец 20-х годов характеризуется бурным развитием воздушного транспорта в
Европе. Благодаря своему географическому положению - между Европой и Азией,
Болгария оказалась на пути многих авиакомпаний. Через воздушное пространство
страны пролетает много самолетов, причем некоторые приземляются в Божуриште.
Авиационная техника всегда дорого стоила для того, кто ее покупает. Для Болгарии
в годы "великого кризиса" было настоящим люксом приобретение многомоторных
пассажирских самолетов. По этой причине в ДАР-Божуриште под руководством инж.
Хермана Винтера начинается проектирование трехмоторного пассажирского самолета.
Это был первый многомоторный самолет, который строится в Болгарии. Работа над ДАР-4 начинается в 1929 году, а в 1931 году самолет
совершил свой первый полет.
ДАР-4 - трехмоторный биплан. Экипаж из двух человек помещен в полностью закрытую, отлично остекленную кабину. За пилотской кабиной расположен салон на
четыре места для пассажиров. Двигатели расположены по одному слева и справа на
нижнем крыле и один - в носовой части самолета. Крылья - толстого, профиля и без
внешнего кабельного обтяжения. Конструкция самолета - смешанная.
Самолет облетался летчиками - инж. Попганчевым и Т.Рогевым. Первые полеты
выполняет летчик Тодор Рогев, причем в самолете находились инженер Цветан
Лазаров, Петр Макавеев и другие специалисты из конструкторского отдела.
Испытания продолжил инж. Попганчев.
Оценка инженера Попганчева оказалась роковой для дальнейшей судьбы самолета. Из
его выводов следовало, что самолет тяжеловесен, неустойчив при подъеме, а при
планировании на посадку угол планирования слишком велик, это создает опасность того,
что самолет может врезаться в землю. Во избежание этого летчик брал рычаг на
себя и посредством форсирования среднего двигателя поднимал нос самолета. Кроме
того, боковые двигатели при работе в некоторых режимах создают сильные и
неприятные вибрации.
Случай с ДАР-4 весьма интересен. Большой самолет, в который вложено много
интеллектуального труда, материальных средств и времени, вдруг оказывается
забракованным на основании выводов только одного, хотя и авторитетного
летчика-испытателя. Ничего не предпринимается со стороны конструкторского
коллектива для устранения констатированных недостатков. Может быть, решающим
здесь оказывается тот факт, что главный конструктор самолета, которого больше
всех бы волновала его судьба, инж. Винтер покидает в 1931 году ДАР-Божуриште.
Самолет заброшен на окраине аэродрома и местная крестьянка долгое время
использовала его, чтобы разводить в нем кур.
Самолет ДАР-4 окрашен в серебристый цвет. На вертикальном руле нарисовано
горизонтально (сверху вниз: бело-зелено-красное) болгарское знамя. Не имел
буквенных обозначений национальной принадлежности.