Классический авиалайнер всей мировой авиации Douglas DC-3 к концу 1991 году
находился в эксплуатации непрерывно в
течение 55 лет. Вряд ли кто мог
предположить такую долговечность этого
проекта, когда в 1934 году авиакомпания American
Airlines обратилась с просьбой к компании Douglas разработать увеличенный вариант
самолета DC-2, чтобы обеспечить спальными
местами трансконтинентальные рейсы. В
результате появился самолет Douglas DST (Douglas Sleeper Transport) с 16-спальными местами,
который совершил свой первый полет 17
декабря 1935 года. Существовал, однако, и 24-местный
дневной вариант этого самолета,
обозначенный DC-3. Он-то и добился
благодаря своей надежности
доминирующих позиций на национальных
авиалиниях и популярности во всем мире.
В США было выпущено 10692 таких самолета;
еще около 2000 были построены по лицензии
в СССР под обозначением Лизунов Ли-2.
Надежная конструкция DC-3 привела к тому,
что авиакомпании других стран охотно
стали приобретать эти прекрасные машины.
Свободнонесущий низкоплан, самолет DC-3
имел цельнометаллическую конструкцию,
за исключением полотняной обшивки на
рулевых поверхностях. Особенностью его
крыла являлась многолонжеронная
конструкция (заимствованная от DC-1).
Самолет имел цельнометаллический
фюзеляж почти круглого поперечного
сечения, убирающееся трехопорное шасси
с самоориентирующимся хвостовым
колесом и свободнонесущее
цельнометаллическое оперение.
Гражданские DC-3 сыграли огромную роль в
прокладке надежных национальных
авиамаршрутов. Рекорд периода 1936-41 гг.,
когда пассажиропоток в США возрос почти
на 600%, был установлен во многом
благодаря самолету DC-3, которым в то
время были оснащены большинство
авиакомпаний США и чья безопасность
стала почти легендарной.
Гражданские
модели (включая DST) были построены в пяти
сериях, и стандартной силовой
установкой были двигатели либо Wright SGR-1820, либо
Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью от 1000 и 1200 л.с. при различном
максимальном взлетном весе. Для
использования DC-3 как военно-транспортного
самолета производилось усиление задней
части фюзеляжа и пола кабины, а также
оснащение большими грузовыми дверями.
Силовая установка первоначального
серийного варианта состояла из двух
звездообразных поршневых двигателей Pratt
& Whitney R-1830-92 мощностью 895 кВт (1200 л.с.).
Заказанные в 1940г., эти самолеты получили
обозначение C-47 Skytrain. Когда варианты DC-3/С-47 вышли на
послевоенный рынок, большинство
подверглись модификациям. Популярность
самолета DC-3 побудила компанию Douglas подобрать подходящую замену. Было
решено модернизировать, два бывших в
употреблении DC-3. Они имели расширенный и
усиленный фюзеляж для того, чтобы
разместить салон на 30 пассажиров; были
добавлены дополнительные окна, а также
установлена дверь с пассажирским трапом.
Силовая установка первого опытного
самолета представляла собой два
двигателя Wright R-1820-C9HE Cyclone мощностью
1475 л.с., второй имел звездообразные
поршневые двигатели Pratt & Whitney R-2000-D7
мощностью 1450 л.с. Обозначенный DC-35, или
Super DC-3, первый из этих модифицированных
самолетов совершил полет 23 июня 1949г.
Испытания дали отличные результаты,
продемонстрировали значительно лучшие
летные характеристики по сравнению с
базовым DC-3. Однако многими
авиакомпаниями уже эксплуатировались
более быстрые и более комфортабельные
самолеты, и рискованная игра компании
потерпела неудачу.
Модификации
: |
|
|
DST |
первоначальная
модель с размещением 28 пассажиров и двигателями Wright Cyclone (построен 21 самолет).
|
DST-A |
подобный
самолету DST, но
оснащенный звездообразными поршневыми
двигателями Pratt & Whitney Twin Wasp (построено
19 самолетов).
|
DC-3 |
базовая
пассажирская модель для дневных полетов с размещением от 21 до 28
человек и звездообразными поршневыми двигателями Циклон (построено
266 машин).
|
DC-3A |
базовая пассажирская модель для дневных полетов, подобная DC-3, но
оснащенная звездообразными поршневыми двигателями Твин Восп (построено 114
машин).
|
DC-3B |
конвертируемая
модель с сиденьями-койками в переднем салоне и сиденьями в заднем
салоне, рассчитанная на 28 пассажиров для дневных полетов и
нескольких человек для ночных полетов; (построено 10 машин).
|
С-41А |
первоначальная военная модель, фактически вариант DC-3A с военным
снаряжением, вращающимися сиденьями и звездообразными поршневыми
двигателями R-1830-21 Твин Восп; (построен 1 аппарат).
|
С-47 |
первоначальная
серийная военная модель с увеличенным на 15,2 см размахом крыла, с
новым расположением топливных баков, со звездообразными поршневыми
двигателями R-1830-92, с маленьким астрокуполом, вмещавшая 2722 кг
полезного груза или 28 парашютистов, или
14 раненых с тремя сопровождающими (построено
965 самолетов).
|
С-47А |
улучшенный
самолет С-47 с 24-вольтовой, а не 12-вольтовой, как у предыдущей
модели, электросистемой (построено 5253 машины). |
RC-47A |
послевоенная
модификация, применявшаяся в Корее для разведывательных операций и
для сбрасывания осветительных бомб.
|
SС-47A |
послевоенный
поисково-спасательный вариант, в 1962г. получил новое обозначение HC-47A. |
VC-47A |
послевоенная
модификация серийного выпуска самолетов, предназначенных для
перевозки личного состава. |
С-47B |
вариант,
разработанный для полетов "над снежным куполом" между Индией и
Китаем, с усовершенствованным обогревом и звездообразными поршневыми
двигателями R-1830-90C с двухступенчатыми нагнетателями; эта модель
оказалась не совсем удачной, и многие аппараты были потом приведены
к стандарту С-47D (построено 3232 машины).
|
ТС-47В |
модель
учебного самолета для обучения навигации (построено 133 самолета).
|
VC-47B |
модификация
C-47B для перевозки личного состава. XC-47C: экспериментальная
модель, на которой были смонтированы два амфибийных поплавка Edo Model 78, каждый из
которых был способен вмеcтить около 1136 л
топлива; было поставлено 150 комплектов
поплавков для их установки в полевых
условиях.
|
C-47D |
обозначение
самолета C-47В после удаления верхнего нагнетателя.
|
AC-47D |
обозначение
26 самолетов для контроля за воздушными маршрутами, применявшихся в
военно-транспортной авиации с 1953 по 1962г., когда они получили
новое обозначение ЕС-47D. |
AC-47D |
обозначение
1965г. для самолетов, оборудованных пулеметными платформами с тремя
пулеметами General Electric Minigun калибра
7,62 мм, стреляющих через четвертое и
пятое окна и через открытую дверь c левой
стороны фюзеляжа.
|
RC-47D |
разведывательный вариант.
|
SC-47D |
поисково-спасательный
вариант; в 1962г. получил обозначение HC-47D. |
TC-47D |
модификация в качестве учебного
самолета.
|
VC-47D |
модификация для перевозки
личного состава.
|
С-47Е |
8 машин,модифицированных
компанией Pan American для Военно-воздушных
сил США постановкой звездообразных
поршневых двигателей Пратт-Уитни R-2000-4
мощностью 1290 л.с.) для использования в
качестве самолетов для контроля за
воздушными маршрутами.
|
YC-47F |
один самолет Super DC-3, прошедший
оценку Военно-воздушными силами США под
обозначением YC-129.
|
С-47М
|
обозначение
самолетов С-47H и С-47J, оснащенных специальным электронным
оборудованием для использования во вьетнамской войне. |
ЕС-47N
|
версия C-47A,
специально оснащенная для радиоэлектронной разведки во Вьетнаме. |
ЕС-47Р |
вариант
С-47D, оснащенный для электронной разведки во Вьетнаме.
|
ЕС-47Q |
вариант с
двигателями R-2000-4, оснащенный для электронной разведки во
Вьетнаме.
|
C-48 - C-52D
|
несерийные
варианты, принятые на стадии постройки, или реквизированные во время
войны. |
С-53 Skytrooper |
вариант для
перевозки войск с 28 сиденьями, крюком для буксировки планера, без
грузовой двери и оснащенный звездообразными поршневыми двигателями
R-1830-92 (221 самолет построен в Санта Монике).
|
ХС-53А |
самолет С-53,
модифицированный в 1942 году щелевыми закрылками вдоль всего размаха
крыла и воздушно-термической противообледенительной системой. |
С-53В |
восемь
самолетов С-53, модифицированных в 1942г. для арктических полетов с
оборудованием, рассчитанным на зимние условия, и дополнительными
топливными баками.
|
С-53D |
идентичен
самолету С-53, с установкой сидений не вдоль бортов фюзеляжа, а
поперек.
|
С-117А |
транспортный
самолет для перевозки личного состава с сиденьями на 21 человека и в
целом подобный самолету С-47В (17 машин построено в Оклахома Сити).
|
С-117В |
11 самолетов
С-117А, модифицированных путем удаления верхних нагнетателей с их
звездообразных поршневых двигателей R-1830-90С.
|
С-117С
|
обозначение
для моделей VC-47, переоборудованных в стандарт самолета С-117В.
|
С-117D
|
обозначение 1962г., принятое для
самолетов R4D-8. |
XCG-17 |
экспериментальный планер для
перевозки войск.
|
R4D-1 |
первоначальная
грузовая модель для ВМС США, в основном подобная самолету С-47, но с
дополнительной морской аппаратурой (100 машин построено в Лонг Бич).
|
R4D-2 |
два самолета
DC-3, применявшиеся ВМС США в качестве самолетов для перевозки
личного состава; позднее они получили обозначение R4D-2F и R4D-2Z.
|
R4D-3 |
20
транспортных самолетов С-53 для перевозки пассажиров, полученные от
ВВС США.
|
R4D-4 |
10 самолетов
DC-3, использовались ВМС США в качестве транспортных для перевозки
пассажиров; некоторые из них были позднее переделаны в самолеты для
электронного противодействия под обозначением R4D-4Q.
|
R4D-5
|
238 самолетов
С-47А, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США;
уцелевшие самолеты получили новое обозначение С-47Н в 1962г.
|
R4D-5Е |
самолет
R4D-5, модифицированный для специальных радиоэлектронных операций.
|
R4D-5L |
самолет
R4D-5, модифицированный для работы в Арктике и Антарктиде; позднее
получил обозначение LC-47H.
|
R4D-5Q |
самолет
R4D-5, модифицированный для радиоэлектронного противодействия и
постановки помех радарам; позднее получил обозначение ЕС-47Н.
|
R4D-5R
|
самолет R4D-5, модифицированный
для перевозки пассажиров; позднее ТС-47Н. |
R4D-5S
|
самолет
R4D-5, модифицированный для обучения боевому применению морской
авиации; позднее SC-47H.
|
R4D-5T
|
самолет R4D-5, модифицированный
для обучения навигации. |
R4D-5Z |
самолет
R4D-5, модифицированный для транспортировки личного состава; позднее
VC-47H. |
R4D-6 |
150 самолетов
С-47В, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США;
уцелевшие машины получили обозначение С-47J в 1962г.; варианты,
эквивалентные различным моделям R4D-5, обозначались как R4D-6Е,
R4D-6L(LC-47J), R4D-6Q (EC-47J), R4D-6R (TC-47J), R4D-6S (SC-47J),
R4D-6T и R4D-6Z (VC-47J).
|
R4D-7 |
47 самолетов
ЕС-47В полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США;
уцелевшие экземпляры получили обозначение ТС-47К в 1962г.
|
Dakota Мк I |
самолет ВВС
Великобритании, аналогичный варианту С-47 (52 самолета были получены
по ленд-лизу).
|
Dakota Мк II |
самолет ВВС
Великобритании, аналогичный варианту С-53 (девять самолетов были
получены по ленд-лизу).
|
Dakota Мк III |
самолет ВВС
Великобритании, аналогичный варианту С-47А (12 самолетов были
получены от ВВС США и 950 поставлены по ленд-лизу).
|
Dakota Мк IV |
самолет ВВС
Великобритании, аналогичный варианту С-47В (896 самолетов были
получены по ленд-лизу). |
Showa L2D |
в 1938г.
компания Митцуи
приобрела лицензию на производство
самолетов DC-3 в Японии и Маньчжурии и
также купила 13 экземпляров DC-3 и семь DC-3A;
компания Шова построила 414 транспортных
самолетов L2D для Имперского флота Японии:
L2D2 - самолет для перевозки
пассажиров со звездообразными
поршневыми двигателями Kinsei 43 мощностью
1000 л.с.; L2D3 - самолет для перевозки
пассажиров с двигателями Кинсей 51
мощностью 1300 л.с.; L2D3a - самолет для
перевозки пассажиров с двигателями
Кинсей 53 мощностью 1300 л.с.; L2D3-1 -
грузовой самолет с двигателями Кинсей 51;
L2D3-1а - грузовой самолет с
двигателями Кинсей 53; L2D4 - самолет
для перевозки пассажиров, но с пулеметом
калибра 13,2 мм в надфюзеляжной турели
и с двигателями Кинсей 51; L2D4-1 -
грузовой вариант самолета L2D4 и L2D5 -
самолет для перевозки пассажиров, за
основу которого был взят L3D4, но
построенный из дерева и стали и
оснащенный двигателями Кинсей 62
мощностью 1560 л.с.; еще 71 самолет L2D2 был
построен компанией Nakajima.
|
Super DC-3 (DC-35)
|
усовершенствованный послевоенный вариант, первоначально известный
как DC-3S (построено 2 самолета).
|
R4D-8X |
обозначение
ВМС США для опытного самолета YC-129/YC-47F, когда проводились его
оценочные испытания для морского применения.
|
R4D-8 |
обозначение
100 самолетов ВМС США, модифицированных в стандарт Super DC-3 из
R4D-5, R4D-6 и R4D-7; некоторые самолеты были
также модифицированы для выполнения
специальных функций, например, R4D-8Т (ТС-117D)
- учебный самолет, R4D-8Z (VС-117D) - самолет для
перевозки личного состава и R4D-8L (LС-117D) -
зимний вариант транспортного самолета;
после 1962г. все уцелевшие R4D-8 получили
обозначение серий С-117D |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
DC-3A |
Размах крыла, м |
28.98 |
Длина, м |
19.66 |
Высота, м |
5.16 |
Площадь крыла, м2 |
91.69 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
7650 |
нормальная взлетная |
11431 |
Тип двигателя |
2 ПД Pratt & Whitney R-1830-S1C3G Twin Wasp |
Мощность, л.с. |
2 х 1200 |
Максимальная скорость , км/ч |
369 |
Крейсерская скорость , км/ч |
333 |
Практическая дальность, км |
2540 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
342 |
Практический потолок, м |
7071 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
нормально - 21 пассажир, максимально - 32 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|