Весной 1929 года была основана фирма EMSCO Aircraft Corporation, Дауни (Downey),
Калифорния. Капитал фирмы составлял около миллиона долларов. Фирма принадлежала
Э. М. Смиту (E. M. Smith), который с помощью буровых вышек, асбеста, резины,
тормозных колодок, различных двигателей включая дизельные, вентилей и финансов
сделал "хорошие" деньги. Миллионер занялся авиастроением, переняв
производственные мощности и персонал American Albatros Company вместе с главным
конструктором компании Чарльзом Ф. Рочвиллом (Charles F. Rocheville). Это
позволило фирме за два года разработать не менее 11 различных проектов – от
маленьких двухместных спортивных до четырехмоторных транспортных самолётов.
Некоторое из этих машин были построены в нескольких экземплярах; всего было
построено 16 самолётов. Помимо этого шли работы еще над двенадцатью проектами которые, однако, не были завершены. Начало казалось бы выглядело блестящим, но
результаты работы фирмы в целом не были успешными. Самолёты были хорошими, даже
лучше чем у конкурентов, но их преследовали невероятные неудачи. В нормальные
времена миллионер Смит возможно и пережил бы возникшие финансовые неудачи, но в
то время в США разразилась великая депрессия и предприятие разорилось.
Одним из наиболее примечательных самолётов Emsco Aircraft Corporation был
построенный в нескольких экземплярах высокоплан В.3.
Первый В.3 был вторым построенным фирмой Emsco самолётом. Он оснащался
звездообразным шестицилиндровым двигателем Wright J-6 мощностью 300 л.с. и имел
обозначение Х-832Н. Самолёт был разрушен 21 августа 1929 года при попытке
установления рекорда во время проведения кливлендских авиагонок (Cleveland Air
Races). Пилот Томас Д. "Джек" Рейд (Thomas D. "Jack" Reid), бывший другом
главного конструктора Рочвилла и одним из сотрудников предприятия, в следствии
усталости заснул во время полёта. Самолёт к тому времени провёл в воздухе уже 38
часов 40 минут. При столкновении с деревом пилот погиб.
Одиннадцатым построенным фирмой Emsco самолётом также был В.3. Он был немного
доработан и имел привлекательный внешний вид. Под обозначением "Emsco Wasp" он
был продан правительству Мексики, где получил обозначение X-BACO и получил
наименование "Morelos", унаследовав имя национального героя страны.
Самолёт получил дополнительные топливные баки и во время попытки установления
рекорда при перелёте по маршруту Мексика-Аргентина, находясь на широте Пуэрто-Лимон (Puerto Limon)/Коста-Рика, от удара молнии упал в море. Экипаж в
составе подполковника Пабло Л. Сидара (Lt. Col. Pablo L. Sidar) и капитана
Карлоса Ровиросы (Capt. Carlos Rovirosa) погиб при крушении.
Двенадцатый самолёт фирмы Emsco, получивший название "City of Tacoma" так же был
В.3. Зарегистрированный под обозначением NR 153 W этот самолёт в первую очередь
предназначался для выполнения полётов на большие расстояния, реклама которых
обещало проявить свою особенную эффективность для Emsco Corporation. Для этого "City
of Tacoma" получил топливные баки вмещавшие в общей сложности 1005 галлонов
(4568,822 л) бензина. Достаточно богатый человек Джон Баффелен (John Buffelen),
занимавшийся всем, что связано с древесиной, был восхищен этим самолётом. 11
июля 1930 года он купил самолёт за смешную цену в $15000. Гарольд Гэтти (Harold
Gatty) и Гарольд Бромби (Harold Bromby) должны были вылететь на этом самолёте из
Токио в Такому (Tacoma). Пилоты решили по пытать счастья и вылетели из Токио в
направлении Соединенных Штатов. Им предстояло преодолеть 4000 километров, однако
из-за плохих погодных условий пилотам пришлось вернуться назад.
Годом позже пилот Том Эш (Tom Ash) попытался выполнить на переименованном в "Pacific"
самолёте один из перелётов. Его "полёт" закончился не успев как следует и
начаться среди грандиозного стада крупного рогатого скота. Но к счастью всё
обошлось без серьёзного ущерба и, кроме недовольства пилота, не было каких-либо
серьёзных повреждений.
В августе 1931 года счастье попытали Дон Мойл (Don Moyle) и Сесил Эллен (Cecil
Allen). Они установили новые вертикальное и горизонтальное оперения, новые капот
и нагнетатель и вновь переименовали самолет, назвав его именем дочери Баффелена
"Ciasina Madge". 8 сентября 1931 года, несмотря на сильную непогоду и
обледенение, экипаж стартовал. По счастливой случайности они нашли необитаемый
остров Алеутской гряды и сумели там приземлиться. Через пять дней погода
улучшилась и порядком истощенным пилотам удалось запустить надёжный двигатель Pratt & Whitney. Благодаря отличной навигации на этом втором этапе перелёта
авиаторы приземлились поблизости от одного сибирского поселения, где авиаторов
сердечно приветствовали и по-царски угощали. Намного хуже дело обстояло с
топливом для самолёта: "Ciasina Madge" пришлось заправлять растворителем для
краски! Всё говорило о надежности двигателя и счастья пилотов, поскольку
самолёт, имея на борту столь необычный вид топлива, сумел добраться до Аляски.
Там потребовалось 2 недели на приведение в порядок двигателя, которому столько
пришлось перенести. Через 28 дней после старта в Сабусиро (Sabushiro), Япония,
самолёт выполнил промежуточную посадку в Скагуэй (Skagway) и затем совершил
перелёт до конечного пункта – Такомы. По ошибке пилоты приземлились не на том
аэродроме, и Баффелен вместе со встречающим их комитетом из представителей
прессы и многочисленных фоторепортёров испытали не приятные ощущения. Нечто
похожее имело место и с членами экипажа совершившими посадку. Одновременно
экипаж получил сведения о том, что перелёт, на который им пришлось затратить 4
недели, перед ними без промежуточной посадки выполнили Клайд Панборн (Clyde
Pangborn) и Хью Херден (Hugh Herden)Ю совершившие перелёт по маршруту Токио–Уэнатчи
(Wenatchee), штат Вагшингтон.
Неудачи, преследовавшие NR-153, на этом не закончились. Мойл купил самолёт 1
марта 1932 года за $4000 и начал переоборудовать его для транспортировки рыбы и
прочих грузов. Хотя он и не имел соответствующей лицензии, но тем не менее
перевозил и пассажиров. В итоге это привело к началу судебного разбирательства и
ему пришлось податься в бега в Мексику. Здесь самолёт получил обозначение (XB-AFV),
но не получил разрешение на выполнение полётов. Самолёт медленно разрушался в
аэропорту Торреон (Torreon) и в итоге был сдан на слом. На слом самолёт сдали
слишком рано, поскольку несколько позже туда заявилась японская делегация с
намереньем купить "Clasine Madge" для реставрации. Но миссия данной делегации
провалилась.
Тринадцатым самолётом, построенным фирмой Emsco, так же был В.3
(предположительно это был пятый самолёт этого типа). Он получил обозначение
NR-166W и в основном соответствовал "City of Tacoma", однако был оснащен
топливными баками большего объёма, примерно на 1120 галлонов (5091,623 л). На
NR-166W был установлен двигатель Pratt & Whitney Wasp мощностью 425 л.с. Самолёт
сначала получил пёструю голубую-оранжевую-белую окраску. И этот самолёт имел
достаточно приметную биографию.
Экипаж в составе Роджера К. Уильямса (Roger Q. Williams), Теда Ландгрина (Ted
Lundgreen) и Уильяма Ай. Марсалиса (William I. Marsalis) приняли решение
совершить на NR-166W перелёт по маршруту Нью-Йорк–Берлин–Токио протяженностью
18000 миль (28962 км) с семью промежуточными посадками. Этот перелёт не
состоялся по ряду причин и не в последнюю очередь из-за неподходящей для данного
полёта погоды в период времени, отведённый под перелёт. Уильямс и Ландгрин
решили установить трансконтинентальный рекорд. С начала полёт протекал вполне
нормально, но затем над Оклахомой возникли проблемы с выхлопным коллектором.
Сначала коллектор стал ярко вишнёвым, а затем начал медленно оплавляться.
Пламя, вырывавшееся из выхлопного коллектора, угрожало зажечь полотняную
обшивку, и экипаж решил совершить аварийную посадку с почти полными баками.
Самолёт без проблем совершил посадку вблизи небольшой фермы. Чуть позже на эту
ферму примчались несколько полицейских машин, и полицейские арестовали пилотов.
Уильямс и Ландгрин с трудом сумели доказать что они не являются парой
грабителей, которая несколькими часами ранее ограбила банк и для бегства
использовала самолёт с окраской, аналогичной окраске NR-166W. После того как всё
разъяснилось и были получены необходимые запчасти самолёт снова мог взлететь, но
об установлении рекорда в этот раз можно было забыть.
В это время преследуемая неудачами Emsco Aircraft Corporation, с самолётами
которой регулярно происходили какие либо происшествия, находилась на грани краха
и несмотря на многомиллионное состояние её владельца самолёты В.3 пришлось
продать в Румынию.
Весной 1931 года известный своими дальними перелётами пилот-спортсмен принц
Йонел Чика (Prinz Jonel Chica) за два дня перегнал самолёт из Лос-Анджелеса в
Нью-Йорк и далее до Вашингтона. Здесь самолёт в присутствии президента Гувера (Hoover),
представителей Румынии и многочисленной публики прошел обряд крещения и получил
название "Regele Carol II". Окрашенная в красный цвет машина получила нанесенное
голубой краской обозначение CV-GO.
После торжественной церемонии в Вашингтоне Чика перегнал самолёт в Нью-Йорк. Там
самолёт разобрали, упаковали в огромные ящики и на ллойдовском пароходе "Европа"
("Europa") доставили в Бремен. По прибытию в порт назначения на предприятии
Focke-Wulf Flugzeugbau AG, аэродром Бремена (Bremen-Flughafen) под наблюдением
принца Йонеля, его друга майора Йонеску (Jonescu), лейтенанта Окулеану (Oculeanu)
и большого количества монтажников В.3 был собран. Собранный на бременском
предприятии самолёт с шелковой внешней обшивкой привлёк к себе большое внимание.
Сборка была выполнена быстро и после нескольких пробных полётов машину перегнали
в Бухарест, где её осмотрел король Кароль (Carol).
Правительство Румынии купило самолёт и решило использовать его в целях
пропаганды на маршрутах большой протяженности Бухарест–Дурбан, Южная Африка. На
самолёте должны были летать принц Йонел Чика и майор Йонеску. Принц умер, прежде
чем сумел совершить свой "grand raid" (великий полет). Издание "Flugsport"
написало, что причиной смерти по служило отравление, в других изданиях причиной
смерти назвали аварию при полёте на лёгком самолёте.
О дальнейшей судьбе "Regele Carol II" нет никаких сведений. Известно лишь, что
машина под управлением майора Йонеску совершила перелёт с одной промежуточной
посадкой по маршруту Бухарест–Лондон. На следующий день под его управлением был
выполнен перелёт из Кройдона (Croydon) в Ля-Бурже (Le Boürget).
К этому времени Emsco Aircraft Corporation несмотря на наличие в её рядах
хороших конструкторов и производимых ею хороших самолётов вынуждена была
прекратить своё существование.
Лётные характеристики самолётов фирмы Emsco были хорошими выше среднего уровня.
Самолёты выглядели соответствующим образом, но они были несчастливыми!
Рекордные полёты, которые могли бы привлечь авиаперевозчиков и прочих
покупателей совершить не удалось. Они, так же как и фирма Emsco Aircraft
Corporation, стали жертвой наступившей в то время депрессии. Затем на
оборудовании фирмы создавались самолеты конструкции Джеральда "Джерри" Валти (Gerald
„Jerry" Vultee), ставшего после Рочвилля главным конструктором. Позже
предприятие было куплено компанией North American.
(c) alternathistory.org.ua