Необычный самолет с огромным крылом с широкой хордой и толстым профилем,
выполненным по схеме подкосного высокоплана, был выбран "Farman" для участия в
официальном конкурсе "Grand Prix des Avions Transports" 1923 года.
Четыре экземпляра варианта F.4X были построены в 1923 году. Они отличались от
предыдущих самолетов Farman силовой установкой из трех незакапотированных радиальных двигателей Salmson
AZ.9 по 300 л. с. (224 кВт), один из которых размещался сверху носовой части
фюзеляжа, а боковые были выдвинуты вперед и сдвинуты как можно ближе друг к
другу. Трехдвигательная компоновка отрицательно сказалась на
пассажировместимости самолета - F.4X мог перевозить
только семь человек.
Эксплуатация четырех F.4X (к тому времени его
обозначение сменили на F.120T) началась в первые месяцы 1925 года, они открыли линию
компании "Lignes Farman" из Парижа в Цюрих. Летные характеристики самолетов
оказались невысокими - на протяжении 1925 года были потеряны две машины, после
чего оставшиеся машины сняли с регулярных маршрутов. F.4X с укороченной носовой
частью и поднятой кабиной пилота был продемонстрирован на Парижском авиасалоне в
1924 году, но больше о его судьбе ничего неизвестно. Прототип Farman F.3X Jabiru был построен
в 1924 году.
Силовая установка F.3X состояла из четырех двигателей Hispano-Suiza 8Ac,
тандемно установленных на коротких пилонах - "крылышках" в нижней части
фюзеляжа. Первоначально охлаждение двигателей осуществлялось с помощью
установленных на подкосах радиаторов, оказавшихся неэффективными, что привело к
задержке производства, и был опробован вариант с двигателями Lorraine. На
F.3X два пассажира сидели в остекленной носовой части фюзеляжа, один -
справа от пилота, еще семь - в пассажирской кабине.
Серия из семи пассажирских самолетов F.3X, получивших к тому времени обозначение
F.121, была построена в 1924-1926 годах. Окончательный вариант доработанной
системы охлаждения был опробован на прототипе F.3X, после чего его обозначение
изменили на F.121a. Один F.121 был передан "Farman" для испытаний в
государственный центр S.T.Ае. и впоследствии продан за рубеж. В 1926 году четыре
самолета начали полеты на линии "Farman", связывающей Париж с Брюсселем и
Амстердамом, а две оставшиеся машины были проданы датской компании D.D.L.
Позднее для D.D.L. в Дании по лицензии построили еще два самолета. Эти четыре
машины обслуживали линии между Копенгагеном, Гамбургом и Кёльном, последняя из
них была списана в 1931 году.
Единственный F.123 был прототипом бомбардировщика, сохранившим общую концепцию
Jabiru. Он имел внутренний бомбоотсек, носовую и верхнюю стрелковые точки и был
оснащен двумя двигателями Hispano-Suiza по 450 л. с. (336 кВт). Очень похожий на
него самолет F.124, но уже с двигателями Gnome-Rhone Jupiter по 420 л.с (313
кВт), тоже не вышел из стадии отработки.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F.121 |
Размах крыла, м |
19.00 |
Длина самолета,м |
13.92 |
Высота самолета,м |
4.50 |
Площадь крыла,м2 |
81.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3404 |
максимальная взлетная |
5220 |
Тип двигателя |
4 ПД Hispano-Suiza 8Ac |
Мощность, л.с. |
4 х 180 |
Максимальная скорость, км/ч |
210 |
Крейсерская скорость, км/ч |
175 |
Практическая дальность, км |
750 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
обычно - 9 пассажиров, максимально до 19 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|