Уголок неба ¦ Farman F.180 Oiseau Bleu

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   F.180 Oiseau Bleu
       
Разработчик: Farman
Страна: Франция
Первый полет: 1928
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В середине-конце 20х в авиации большой ажиотаж по обе стороны океана вызывала идея преодоления маршрута Нью-Йорк-Париж, или Париж-Нью-Йорк если смотреть с другого берега. В мае 1927 года Линдберг совершает свой трансатлантический перелет из США во Францию, покорение маршрута Париж-Нью-Йорк стало делом престижа для французов. Farman в стороне не осталась, хотя попытка была сделана еще до Линдберга: одномоторный высокоплан Farman F.171 Spetial Raid, развитие линии F.170, появился в 1926 году, в ходе его испытаний выяснилось что двигатель Farman 12 We расходует слишком много топлива, и 3800 литров на перелет кажется не хватит. F.171 был в 1928 переделан в пассажирский самолет, а на Фарман начали строительство нового "трансатлантика".

На этот раз базой был выбран другой самолет - "Миниголиаф" F.130 - трехместный биплан-бомбардировщик, одномоторная версия знаменитого самолета 20х Farman F.60 Goliath. Новый рекордный "Фарман" получил индекс F.180 и собственное имя Oiseau-Bleu - "Синяя птица".

Farman F.180 Oiseau-Bleu был довольно большим бипланом с двумя двигателями Farman 12 We в одной гондоле, установленной над фюзеляжем. Моторы стояли друг за другом, передний работал на тянущий винт, задний на толкающий. Двигатель по компоновке - W-образный, развивал максимальную мощность в 500л.с., имел наддув. Винты первоначально четырехлопастные деревянные, затем их поменяли на трехлопастные из металла. Фюзеляж прямоугольного сечения, стойки шасси расположены очень близко друг к другу что вызывало проблемы с устойчивостью самолета на взлете и посадке (позже на законцовках нижнего крыла установили дополнительные костыли для снижения риска повреждения крыла), зато они вышли легкими и создающими меньшее аэродинамическое сопротивление. Конструкция деревянная, для снижения цены и легкости ремонта. Машина оснащалась полным набором приборов того времени для полетов в сложных условиях - компас Сперри, кренометр, измеритель сноса...

2 сентября 1927 была совершена попытка перелета по маршруту Париж-Нью-Йорк, был выбран самый самый короткий вариант в 5460км. По этому случаю на машину были нанесены крупные надписи "New-York","Paris","Farman". При весе пустого 4400кг самолет взлетным весом 11500кг с 6800 кг (или 9700 литров) топлива, масла и воды (еще 185 кг) на борту после двух часов полета приземляется обратно на аэродром Ле-Бурже. Официально было объявлено что перелету помешали погодные условия, но главными причинами стали перерасход топлива и продольная неустойчивость самолета. Других попыток перелета совершено не было - на Фарман отмазались плохими погодными условиями в течение всего 27го года, а в 1928 машину переделали в пассажирскую. Вместо топливных баков в фюзеляже установили 17 пассажирских кресел и сделали дополнительные иллюминаторы.

Судьба первого F.180 была не очень насыщенна. Машина получила летный сертификат No.1788 и регистрацию F-AIMX, номинально с февраля 1931 числится в SGTA (Société générale des transports aériens - авиакомпания братьев Фарман). Но ни один рейс с пассажирами самолет не совершил, долго пылился в ангаре и, налетав всего лишь 87 часов был списан в 1934 году.

Несмотря на сомнительность успеха 180-го французы решили развивать конструкцию далее и построить на базе первого самолета замену "Голиафу". Самолет обозначался Farman 180T, имя Oiseau-Bleu принадлежало только первому экземпляру и применение его ко всем Фарман 180 неверное. Для него был полностью перепроектирован фюзеляж, его удлинили на 1,3 метра а его сечение стало в плане эллиптическим а не прямоугольным.

Фарман 180T преподносился как комфортный и безопасный самолет для перелетов на дальние дистанции в том числе и в сложных метеорологических условиях. Безопасность обеспечивалась: расположением моторов - при выходе из строя одного машина сохраняла курсовую устойчивость, при весе 6750кг машина могла лететь на одном моторе; и низкой нагрузкой на крыло. Плюс двигатель Farman 12 We считался довольно надежным.

О комфорте. Фюзеляж, обшитый березовой фанерой, не имел никаких внутренних элементов конструкции препятствующих комфортному размещению пассажиров. Благодаря эллиптическому сечению салон вышел очень просторным - высота его составляла 1,8м, ширина 2,35м, а длина 8м. Места пассажиров расположены по три в ряд с проходом между ними. Предусматривались следующие варианты салона: для полета на 500км - 22 кресла, максимально 25; на 1000км - 17 кресел, раскладываемых в диваны (видимо просто с наклонными спинками), возможно размещение бара вместо части мест; для ночных перелетов длиной 1500 км - 12 диванов. Емкость багажного отделения в передней части салона - 5м2.

Несмотря на такое количество достоинств было построено только два Farman 180T - с регистрационными номерами F-AIRZ и F-AIVR, оба в 1928 году. Первый вскоре разобрали избавив от крыльев для экспонирования на различных авиационных выставках (для экономии места в выставочных залах), второй был 12 декабря 1929 разрушен ураганом, пронесшимся над Парижем. Несмотря на новый фюзеляж самолет все равно был продольно неустойчив. Для парирования пробовали установить дополнительные горизонтальные плоскости в носовой части фюзеляжа, но ожидаемого эффекта они не дали.

Больший успех ожидал следующий пассажирский самолет фирмы - трехмоторный высокоплан Farman F.300.





 ЛТХ:
Модификация   F.180T
Размах крыла, м   26.00
Длина самолета,м   19.20
Высота самолета,м   5.50
Площадь крыла,м2   175.00
Масса, кг  
  пустого самолета   4755
  максимальная взлетная   7750
Тип двигателя   2 ПД Farman 12We
Мощность, л.с.   2 х 500
Максимальная скорость, км/ч   190
Крейсерская скорость, км/ч   180
Практическая дальность, км   500
Практический потолок, м   4600
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 25 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 F.180 Oiseau-Bleu
 F.180 Oiseau-Bleu
 F.180 Oiseau-Bleu
 F.180 Oiseau-Bleu
 F.180 Oiseau-Bleu
 F.180T
 F.180T
 F.180T
 F.180T
 F.180T с дополнительными горизонтальными аэродинамическими поверхностями
 Пассажирский салон F.180T

  Схемы:

 F.180T

 



 

Список источников:

PDM. Неудачная "птица". Farman F.180
de Agostini. Мировая Авиация. Farman F.180 Oiseau Bleu
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Farman F-180
Le Fana de l'Aviation. Serge Pozzoli. Farman "
Oiseau-Bleu" et F.180


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: