Популярный в свое время фильм "Семеро смелых", созданный в 1936 г. кинорежиссером С. Герасимовым, рассказывает о молодых
покорителях Севера, героях первых пятилеток, о технике тех далеких лет, в
частности, авиационной. На съемках фильма "Семеро смелых" использовались
самолеты "Фанера-2" с колесным и поплавковым шасси.
Эта
оригинальная машина с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.
с. была создана в Ленинградском научно-исследовательском аэроинституте в
1933 г. Этот небольшой институт сформирован на базе авиационного
факультета Ленинградского института инженеров путей сообщения (ЛИИПС).
Разработкой и постройкой - по проекту инженера А. И. Лисичкина - руководил
заведующий кафедрой конструкции самолетов В. Ф. Рентель.
Особенность
конструкции и аэродинамической компоновки самолета состояла в том, что
кабина экипажа и пассажиров вместимостью до 4 человек размещалась... в
зализах крыла и фюзеляжа. Расположенная по бокам узкого балочного корпуса,
она "разгружала" крыло, воспринимая от 3 до 5% полетного веса аппарата во
всем диапазоне скоростей. Носовые части зализов представляли собой
прозрачные неподвижные козырьки кабины, что обеспечивало пилоту почти
круговой обзор. По-новому, оригинально конструкторы решили силовую схему
сочленения фюзеляжа и крыла. Неразъемные лонжероны консолей были так
вписаны в конструкцию, что не мешали ни летчику, ни пассажирам. Передний
лонжерон, проходивший насквозь поперек кабины, стал опорой для приборной
доски, которая прикрыла его, задний - использовался для крепления спинок
пассажирских кресел. Создавалось впечатление, что крыло держится на
ажурном переплете стекольных рам. Такое решение многие авиаспециалисты
встретили весьма скептически. Скептицизм начал таять после первых
опробований самолета на земле, в которых участвовал известный конструктор
Д. П. Григорович. Сдвижные прозрачные двери правого и левого бортов
обеспечивали вход в кабину и выход из нее. Это продемонстрировала на
съемках фильма киноактриса Тамара Федоровна Макарова.
На первом опытном
экземпляре, который имел обозначение НИАИ-1, нервюры крыла, секции
лонжеронов, и силовой набор оперения были изготовлены из тонкостенных
фанерных труб. Эта новинка себя оправдала. Испытания, проведенные в 1933
г., опытный образец выдержал успешно. Вскоре в Ленинграде построили второй
экземпляр самолета - эталон для серии, а затем на одном из заводов
Гражданского Воздушного Флота была заложена серия из 20 машин. Широкое
применение фанеры в конструкции обусловило второе обозначение самолета -
"Фанера-2".
На серийных НИАИ-1 - "Фанера-2", с учетом замечаний испытателей, улучшен
обзор вперед-вниз. Недостаточную на опытном экземпляре жесткость хвостовой
части фюзеляжа повысили путем уменьшения киля и округления руля поворота.
Возросший взлетный вес 1160 кг, вес пустого - 652 кг) продиктовал
необходимость небольшого увеличения размаха и площади крыла с 27,3 до 27,6
м2. Фанерные трубки, которые с трудом поддавались выклейке из березового
шпона, заменили на равноценные по прочности сплошные деревянные стержни.
Зализы крыла были вытянуты, сглажены назад и включены в силовую схему
фюзеляжа. Мотор М-11 заключили в кольцо Тауненда, на колесе поставили
обтекатель.
Самолеты НИАИ-1 - "Фанера-2" эксплуатировались на местных линиях
Аэрофлота, в Арктике и на Дальнем Востоке.
Летчики высоко оценили эксплуатационные качества машины. При необходимости
она могла летать без посадки почти 7 часов. В кабине, если взлет и посадка
выполнялись на хорошем аэродроме, размещали до 5 человек или 500 кг груза.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Фанера-2 |
Размах крыла, м |
12.40 |
Длина самолета, м |
8.80 |
Высота самолета, м |
2.80 |
Площадь крыла,м2 |
27.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
652 |
максимальная взлетная |
1160 |
Тип двигателя |
1 ПД М-11 |
Мощность, л.с. |
1 х 100 |
Максимальная скорость, км/ч |
155 |
Крейсерская скорость, км/ч |
138 |
Практическая дальность, км |
680 |
Скороподъемность, м/мин |
100 |
Практический потолок, м |
2850 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
до 5 пассажиров или 500 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|