История самолёта FK-33 началась в 1924 году, когда руководитель
голландской авиакомпании KLM Альберт Плиссман энергично решал вопрос закупки
новейших авиалайнеров. В то время наиболее остро стояла проблема обеспечения
ночных полётов, которые были совсем небезопасны, особенно если они совершались
на самолётах времен первой мировой войны не слишком приспособленных для таких
целей. Можно было обратиться к зарубежным фирмам, однако Плиссман выбрал
отечественного производителя. По его заказу инженеры также недавно созданной
фирмы Koolhoven разработали специализированный гражданский самолёт, способный
хорошо летать как днем, так и ночью. На его проектирование ушло всего несколько
месяцев и в июне 1925 года FK-33 совершил свой первый полет. Испытательный цикл
самолёт прошел вполне успешно, но дальше постройки первого образца дело не
продвинулось. Авиакомпания KLM уже успела обратить своё внимание на самолёты
фирмы Fokker, поэтому FK-33 суждено было остаться в единственном экземпляре.
Гражданскую регистрацию и код H-NADD самолёт получил 8 октября 1925 года и
согласно договору был передан в эксплуатацию KLM. Самолёт два года обслуживал
трассу Амстердам-Лондон-Париж-Мальме и хотя отзывы о нем были положительными
FK-33 в 1928 году продали немецкой авиакомпании Aero GmbH (Гамбург). 3-го мая
ему присвоили немецкий бортовой код D-1250 и поставили летать на
внутригерманских линиях. Смена имени самолёту на пользу не пошла. Первая авария
с его участием случилась уже 25 июля. Самолёт отремонтировали, но под Бременом
он вновь был серьёзно поврежден при посадке. Недолго думая немцы отправили FK-33
обратно в Голландию и на летном поле в Ваалхавене он вновь едва не был полностью
разбит.
Такая антиреклама могла окончательно похоронить карьеру самолёта, но возможно
дело было совсем не в плохом качестве изготовления, ведь голландские пилоты
летали на нем достаточно долго вообще без происшествий. Как бы там ни было, в
конце 1928 года FK-33 был во второй раз продан, причем покупателем стала также
немецкая авиакомпания Baumer-Aero GmbH. Чтобы решить внезапно возникшую проблему
с надежностью на самолёте установили новые двигатели Junkers L5, с
трехлопастными винтами вместо прежних 4-х лопастных, а вместо посадочных фар
были смонтированы громкоговорители. Спустя ещё три года, в июле 1931 г., FK-33
обрел нового гражданского владельца. Самолёт был отдан в эксплуатацию фирме
Michelsen & Spielsen, руководство которой решило демонтировать с него двигатели
и в феврале 1932 года самолёт был формально выведен из немецкого реестра
гражданских самолётов.
Здесь следы самолёта теряются и вновь об FK-33 упоминается в документах,
относящихся к 1939 году. В июне самолёт все ещё числился как собственность фирмы
Baumer-Aero и по всей видимости был реквизирован для нужд Luftwaffe, которые
использовали его в качестве учебного пособия на начальном этапе войны.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
FK-33 |
Размах крыла, м |
24.90 |
Длина, м |
17.50 |
Высота, м |
4.75 |
Площадь крыла, м2 |
100.00 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного |
2000 |
нормальная взлетная |
6000 |
Тип двигателя |
3 ПД Armstrong Siddeley Puma |
Мощность, л.с. |
3 х 230 |
Максимальная скорость , км/ч |
190 |
Крейсерская скорость , км/ч |
162 |
Практическая дальность, км |
1500 |
Практический потолок, м |
3800 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
10 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|