В бесконечной погоне за скоростью компания KLM (Koninklijke Luchtvaart
Maatschappij - Королевская Авиационная Компания) заказала N. V. Nederlandsche
Vliegtuigenfabriek Fokker спроектировать самолет для своих ост-индских
маршрутов. Новая машина должна была стать на 55 км/ч быстрее, чем находившийся
тогда в эксплуатации Fokker F.XVIII. Новый самолет Fokker F.XX Zilvermeeuw
(серебристая чайка) был последним деревянным и последним трехмоторным самолетом
постройки компании Fokker. Одновременно это был первый самолет компании,
оснащенный убиравшимся шасси.
Fokker F.XX был представлен общественности 20 декабря 1932 года. Построенный под
руководством Мариуса Беелинга (Marius Beeling) самолет отличался фюзеляжем с
конструкцией из покрытых полотном стальных труб. Фюзеляж был овального
поперечного сечения, что также было впервые на самолетах компании Fokker,
имевшей на более ранних своих самолетах корпуса прямоугольного сечения. Fokker
F.XX был высокопланом с покрытым фанерой деревянным крылом. Фанерная обшивка
нижней части крыла проходила через фюзеляж таким образом, чтобы пассажирам
обеспечивалась как можно большая высота салона.
Первоначально самолет оснащался тремя 650-сильным девятицилиндровыми двигателями
воздушного охлаждения Wright Cyclone R-1820-F. Моторы были заключены в капоты
NACA. Один двигатель был размещен в носу самолета, два других – в гондолах,
подвешенных под консолями крыла на распорках. Позднее KLM заменила их на более
мощные 690-сильные двигатели Wright Cyclone R-1820-F.2. Первоначально
использовались металлические двухлопастные винты с устанавливаемым на земле
шагом. Однако после установки более мощных двигателей винты были заменены на
пропеллеры Hamilton Standard с изменяемым в полете шагом.
Fokker F.XX был в длину 16,7 м и имел размах крыла 25,7 м. Вес пустого самолета
составлял 5350 кг, с полной нагрузкой – 8850 кг. С полным запасом топлива
дальность составляла 1700 км, с полной полезной нагрузкой – 645 км. Практический
потолок самолета был 6600 м. Fokker F.XX развивал максимальную скорость 305 км/ч
и крейсерскую скорость 250 км/ч.
С нанесенной голландской регистрацией PH-AIZ под управлением Эмиля Майнехе (Emil
Meineche) Fokker F.XX совершил свой первый полет 3 июня 1933 года. Во время
этого полета капоты двигателей были сняты, а шасси не убиралось. 29 июня 1933
года во время испытательного полета при увеличении скорости полета была
обнаружена сильная вибрация элерона. От тряски избавились установкой на элероны
32-кг противовесов, после чего 11 августа испытательные полеты продолжились.
В ходе испытаний также было обнаружено, что во время выпуска шасси большой щиток
перед каждой стойкой создавал турбулентность, приводившую к серьезной тряске
хвостовой части. Размеры щитков были уменьшены, но проблема осталась. В конечном
счете, щитки были полностью удалены. Во время программы летных испытаний гондолы
двигателей были удлинены с целью уменьшения лобового сопротивления. Летные
испытания, испытания на пригодность к летной эксплуатации и приемочные полеты
проходили в течение четырех месяцев, в ходе которых были выполнены 62 полета
общей продолжительностью 37 часов.
18 декабря 1933 года Fokker F.XX во время своего дебюта в KLM выполнил
рождественский почтовый полет в Ост-Индию. Целью полета было открытие
специальной почтовой линии, для чего KLM устроило соревнование в скорости Pander
S-4 Postjager.
Pander Postjager стартовал раньше, но из-за отказа двигателя оказался с Италии в
затруднительном положении, оставив Fokker F.XX возможность победить гонку.
Однако, во время прогрева была обнаружена неисправность двигателя, и F.XX не
смог подняться в воздух. Работы по восстановлению F.XX заняли бы слишком много
времени, и KLM к рождественскому полету быстро подготовила Fokker F.XVIII. Это
был пагубный публичный позор, от которого Fokker F.XX так и не смог оправиться.
Хотя F.XX был более передовой конструкцией по сравнению с более ранними
самолетами компании Fokker, появление выдающихся двухмоторных
цельнометаллических низкопланов (таких как Douglas DC-2) сделало его устаревшим.
Кроме того, отрицательное мнение, сформированное неудачным рождественским
полетом, означало отсутствие заказов на производство для Fokker F.XX. Спокойно и
благоразумно компания Fokker получила права на производство DC-2.
Однако репутация F.XX была восстановлена, начиная с 1 марта 1934 года, когда
KLM, стала использовать самолет на скоростных лондонской и берлинской
авиалиниях. На амстердамско-берлинской авиалинии самолет достиг внушительной
средней скорости 253 км/ч. Также в 1934 году F.XX налетал 1535 часа, что было
почти вдвое больше по сравнению с 850 часами F.XVIII, также находившегося в
эксплуатации KLM.
F.XX находился в эксплуатации KLM несколько лет, пока в сентябре 1936 года не
был продан французу Алену Пилену (Alain Pilain) и зарегистрирован как F-APEZ.
Господин Пилен представлял фиктивную авиакомпанию Air Tropique, которая был
прикрытием для другой организации: Société Française de Transports Aériens
(SFTA). SFTA не была ни французской, ни авиакомпанией, а являлась агентством по
материально-техническому снабжению испанских националистов.
В октябре 1936 года SFTA переправила самолет в Испанию, где он получил
государственную регистрацию EC-45-E и принял участие в испанской гражданской
войне. Закамуфлированный F.XX использовался для перевозки различных грузов
(включая золото в слитках и драгоценности) между Испанией и Францией.
Fokker F.XX был непопулярным самолетом, особенно после того, как один из его
двигателей Wright был заменен снятым с истребителя Letov S-231 двигателем Walter
Mercury. Еще по крайней мере один мотор был заменен на снятый с истребителя
Поликарпов И-16 двигатель Швецов М-25. Замена двигателей привела к норовистому
отклонению курса на взлете. Fokker F.XX служил националистам вплоть до февраля
1938 года, когда он под управлением Эдуардо Сориано (Eduardo Soriano) не был
разбит в крушении около Барселоны у аэродрома Прат-де-Ллобрегат (Prat de
Llobregat).