Уголок неба ¦ Fokker F.XXII

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Fokker F.XXII
       
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1935
Тип: Пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Одновременно с постройкой лайнера F.XXXVI голландская фирма Fokker разработала его уменьшенный вариант, предназначенный для перевозок пассажиров на линиях средней дальности. Проект получил обозначение F.XXII (или F.22 - в разных источниках пишется по разному) и помимо меньшей пассажировместимости обладал ещё и менее мощными двигателями. Работа продвигалась быстро - в 1934 г. завершили подготовку рабочих чертежей, а в 1935 г. уже выпустили четыре лайнера.

Первое время F.22 везло. Три самолёта купила компания KLM и ещё один приобрела шведская АВА. Самолёты получили следующие регистрационные обозначения : PH-AJP "Papegaai", PH-AJQ "Kwikstaari", PH-AJR "Roerdomn" и SE-ABA "Lappland". Неприятности начались спустя несколько месяцев, после ввода в эксплуатацию. Сначала, 14 июня 1935 г. потерпел аварию PH-AJQ. Спустя чуть больше года разбился шведский SE-ABA. В совокупности с появлением на европейских авиалиниях американских DC-2 эти факты сказались на судьбе F.22 самым негативным образом. Компания KLM сразу вывела самолёты из эксплуатации, пока окончательно не решив, что с ними делать дальше. Однозначным было лишь решение об окончательном отказе от самолётов фирмы Fokker.

В 1936 г. Энтони Фоккер попытался исправить положение выпуском улучшенной модификации F.23 с убираемым шасси, однако KLM оставалась непреклонна. Вполне возможно, F.22 и F.23 отправились бы на слом, но положение внезапно поправили англичане. В том же году представители компании Airspeed вели переговоры о начале лицензионной постройки F.22 под новым обозначением AS.16, но воплотить их в жизнь англичанам так и не удалось. Двумя годами позже американская компания American Air Service Ltd. также была заинтересована в покупке F.22. В этот раз заключению контракта помешали несколько причин, одной из которых была нестабильная ситуация в Европе.

Простояв несколько лет без дела оба оставшихся F.22 перекупила авиакомпания Scottish Airlines, которая по договору с RAF занималась приобретением гражданской техники для военных нужд. Прибыв в Великобританию F.22 получили сначала гражданские, а уж затем военные бортовые коды НМ150 (ex-G-AFXR) и НМ160 (ex-G-AFZP). Один самолёт направили в 24-ю транспортную эскадрилью. С 1942 г. по 3 июля 1943 г. он летал на линии Прествик-Хендон, пока не потерпел аварию. Второй F.22 летал гораздо дольше - есть сведения, что его списали только в начале 1950-х гг., поставив таким образом абсолютный рекорд в эксплуатации деревянных лайнеров Фоккера.







 ЛТХ:
Модификация   Fokker F.XXII
Размах крыла, м   30.00
Длина, м   21.52
Высота, м   4.90
Площадь крыла, м2   124.40
Масса, кг  
  пустого снаряженного   8100
  нормальная взлетная   13000
Тип двигателя   4 ПД Pratt Whitmey Wasp T1D1
Мощность, л.с.   4 х 500
Максимальная скорость , км/ч   275
Крейсерская скорость , км/ч   225
Практическая дальность, км   1350
Практический потолок, м   4800
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   до 22 пассажиров


 Доп. информация :


  Чертеж "Fokker F.XXII"
  Фотографии:

 F.XXII
 F.XXII
 Шведский F.XXII
 F.XXII
 F.XXII
 F.XXII
 F.XXII
 Британский F.XXII
 F.XXII
 F.XXII RAF
 Британский F.XXII
 F.XXII
 F.XXII
 Шведский F.XXII
 F.XXII
 Шведский F.XXII
 Шведский F.XXII
 F.XXII
 F.XXII
 Британский F.XXII
 F.XXII
 F.XXII

  Схемы:

 F.XXII
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 F.XXII
 F.XXII RAF

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Пассажирский самолёт Fokker F.XXII
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Paul van Weezepoel. Fokker. Database Civil Aircrafts. Fokker F.XXII
Janes. Thijs Postma. Fokker : Aircraft Builders to the World
Rene de Leeuw. Fokker : Commercial Aircraft
Rob J.M. Mulder. The Fokker Fours
Aeroplane Monthly 1985-03. John Stroud. Wings of Peace
Aeroplane Monthly 2020-06. Rob J. Mulder. Highland Fling
Le Fana de l'Aviation 1984-02. Harm J. Hazewinkel. Les quadrimoteurs Fokker F.XXXVI et F.XXII
Icare 188. K.L.M.
Flug Revue 2017-12. Thijs Postma. Fokkers Viermotorige
Air Enthusiast 1971-11. The Fokker Fours
Dutch-Aviation.nl. Fokker Aircraft
Nimh-beeldbank.defensie.nl. Fokker F.XXII
Fokker-history.com. Fokker F.XXII
1000aircraftphotos.com. No. 8974. Fokker F.XXII (SE-ABA c/n 5359) Aktiebolaget Aerotransport "Lappland"
L+K 2000-06. Vaclav Nemecek. Fokker F.22/F.36


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: