Одновременно с постройкой лайнера F.XXXVI голландская фирма Fokker
разработала его уменьшенный вариант, предназначенный для перевозок пассажиров на
линиях средней дальности. Проект получил обозначение F.XXII (или F.22 - в разных
источниках пишется по разному) и помимо меньшей пассажировместимости обладал ещё
и менее мощными двигателями. Работа продвигалась быстро - в 1934 г. завершили
подготовку рабочих чертежей, а в 1935 г. уже выпустили четыре лайнера. Первое время F.22 везло. Три самолёта купила компания KLM и ещё один приобрела
шведская АВА. Самолёты получили следующие регистрационные обозначения : PH-AJP
"Papegaai", PH-AJQ "Kwikstaari", PH-AJR "Roerdomn" и SE-ABA "Lappland".
Неприятности начались спустя несколько месяцев, после ввода в эксплуатацию.
Сначала, 14 июня 1935 г. потерпел аварию PH-AJQ. Спустя чуть больше года
разбился шведский SE-ABA. В совокупности с появлением на европейских авиалиниях
американских DC-2 эти факты сказались на судьбе F.22 самым негативным образом.
Компания KLM сразу вывела самолёты из эксплуатации, пока окончательно не решив,
что с ними делать дальше. Однозначным было лишь решение об окончательном отказе
от самолётов фирмы Fokker. В 1936 г. Энтони Фоккер попытался исправить положение выпуском улучшенной
модификации F.23 с убираемым шасси, однако KLM оставалась непреклонна. Вполне
возможно, F.22 и F.23 отправились бы на слом, но положение внезапно поправили
англичане. В том же году представители компании Airspeed вели переговоры о
начале лицензионной постройки F.22 под новым обозначением AS.16, но воплотить их
в жизнь англичанам так и не удалось. Двумя годами позже американская компания
American Air Service Ltd. также была заинтересована в покупке F.22. В этот раз
заключению контракта помешали несколько причин, одной из которых была
нестабильная ситуация в Европе. Простояв несколько лет без дела оба оставшихся F.22 перекупила авиакомпания
Scottish Airlines, которая по договору с RAF занималась приобретением
гражданской техники для военных нужд. Прибыв в Великобританию F.22 получили
сначала гражданские, а уж затем военные бортовые коды НМ150 (ex-G-AFXR) и НМ160
(ex-G-AFZP). Один самолёт направили в 24-ю транспортную эскадрилью. С 1942 г. по
3 июля 1943 г. он летал на линии Прествик-Хендон, пока не потерпел аварию.
Второй F.22 летал гораздо дольше - есть сведения, что его списали только в
начале 1950-х гг., поставив таким образом абсолютный рекорд в эксплуатации
деревянных лайнеров Фоккера.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fokker F.XXII |
Размах крыла, м |
30.00 |
Длина, м |
21.52 |
Высота, м |
4.90 |
Площадь крыла, м2 |
124.40 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного |
8100 |
нормальная взлетная |
13000 |
Тип двигателя |
4 ПД Pratt Whitmey Wasp T1D1 |
Мощность, л.с. |
4 х 500 |
Максимальная скорость , км/ч |
275 |
Крейсерская скорость , км/ч |
225 |
Практическая дальность, км |
1350 |
Практический потолок, м |
4800 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
до 22 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|