В конструкцию самолёта Fokker F.II было заложено столько
резервов, что на его основе была создана целая плеяда авиалайнеров фирмы Fokker.
Первым из них стал Fokker F.III. Конструктором, естественно, был Рейнхольд Платц.
Разработка началась, когда F.II только готовился выйти на линии. Поскольку
голландское предприятие Фоккера ещё не было готово, прототип строили в Шверине.
Это была последняя машина, начатая разработкой в Германии (немецкое предприятие Фоккера закрылось в 1921). От F.II новый самолёт отличался более широким
фюзеляжем с просторным и уютным салоном на пять пассажиров. Кабина же пилота
стала одноместной. Интерьер пассажирского салона был выполнен в викторианском
стиле. По мнению опытных авиапутешественников он был красивее, чем у любого
другого авиалайнера начала 1920-х. Благодаря большим окнам обзор стал лучше, чем
у предшественника. На прототип поставили двигатель BMW-IIIa. Первый полёт он совершил 20 ноября
1920 - пилот Хинчлифф ( W. G. R. Hinchliffe). По лётным качествам новый самолёт
был сравним с F.II, хотя из-за более короткого фюзеляжа стал строже в
управлении. Для опытных пилотов это не было проблемой, но новичкам освоить F.III
было трудно. Пришлось увеличить высоту руля управления, но это не дало особого
эффекта. Первые серийные образцы построили в Шверине, затем производство
развернули на голландском заводе в Веере. Подобно F.II новый самолёт строили и
на предприятии Грюлиха. Эти машины носили название Fokker-Grulich F.III. Эксплуатацию самолёта начала авиакомпания KLM - 14 апреля 1921, на линии
Амстердам - Лондон. Затем открылись линии в Бремен, Гамбург, Брюссель и Париж.
Всего KLM заказала 16 самолётов. Эта компания использовала авиалайнер до 1930.
F.III показал себя надёжной машиной, обеспечив регулярность перевозок. Крупным
заказчиком была и российско-германская компания Дерулюфт. Её флот насчитывал
десять машин. Самолёт обслуживал линию Москва - Кёнигсберг, которая открылась 1
мая 1922. Затем линию продлили до Берлина. В толстых крыльях этого самолёта
пилоты любили возить в Москву контрабандные товары. В Дерулюфте F.III прослужили
до 1932. Часть из них перепродали в Укрвоздухпуть. Были эти машины и в Добролёте
- летали на линии Москва - Минеральные Воды до 1930. Много самолётов было у
немецких авиакомпаний. Прежде всего в Deutsche Aero Lloyd, затем в Deutsche
Lufthsnsa, на линиях которой служили до 1936. Там летали Fokker-Grulich F.III.
Но в большинстве других стран эксплуатировали самолёты, изготовленные на
голландском предприятии. География владельцев этого самолёта была значительно
шире, чем у F.II. Он летал в компаниях ряда европейских стран, на Американском
континенте и в Австралии. Кроме сухопутных машин был построен и гидросамолёт -
F.IIIw, с двумя поплавками, удлинённым фюзеляжем и изменённым хвостовым
оперением. Но об эксплуатации этого самолёта на линиях ничего неизвестно. Конструкция
самолета. Одномоторный высокоплан классической схемы. Фюзеляж - корпус прямоугольного сечения. Каркас сварной из стальных труб,
обтянутый полотном. Впереди моторный отсек, за ним пилотская кабина. За кабиной
пятиместный пассажирский салон. Впереди трёхместный диван, лицом назад, сзади
два кресла, лицом вперёд. Крыло - свободнонесущее, деревянной конструкции с толстым профилем. Обшивка из
фанеры. Двигатель - на самолёт
устанавливали несколько типов двигателей: BMW IIIa - 184 л.с./136 кВт, BMW IV - 238 л.с./176 кВт, BMW Vа - 320 л.с./ 237 кВт, Gnome-Rhone Jupiter VI 403 л.с./298 кВт - 9-ти цилиндровый радиальный, Gnome-Rhone Titan - 240 л.с./178 кВт 9-ти цилиндровый радиальный, Hiero IV - 230 л.с./170 кВт (на некоторых венгерских самолётах), Rolls-Royce Eagle VIII - 357 л.с. /264 кВт, Armstrong Sidelley Puma - 238 л.с./176 кВт - 6-ти цилиндровый рядный, водяного
охлаждения. Оперение - с двумя подкосными стабилизаторами, но без киля - только руль
направления. Шасси - двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки крепятся к фюзеляжу, на каждой
стойке по одному колесу. Колеса соединены между собой осью.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fokker F.III |
Размах крыла, м |
17.60 |
Длина, м |
11.10 |
Высота, м |
3.70 |
Площадь крыла, м2 |
39.10 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного |
1200 |
нормальная взлетная |
2000 |
Тип двигателя |
1 ПД Armstrong Siddеley Puma |
Мощность, л.с. |
1 х 235 |
Максимальная скорость , км/ч |
160 |
Крейсерская скорость , км/ч |
135 |
Практическая дальность, км |
600 |
Практический потолок, м |
3200 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
до 5 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|