Пассажирский самолет Fokker F.XIX был разработан фирмой Fokker Aircraft по заказу авиакомпании KLM.
Самолет предназначался для замены устаревших легких пассажирских самолетов Fokker F.II на авиалиниях в Восточной Индии. F.XIX был
создан на базе самолета F.XVI. На нем было применено новшество для самолетов фирмы Fokker - тандемное расположение двигателей, которые были
установлены парами в гондолах по бортам самолета. Каждый из передних двигателей управлял двухлопастным воздушным винтом, а задний двигатель - трехлопастным толкающим винтом.
Аналогичная
разработка была и у американского филиала фирмы. Этот самолет получил наименование Fokker F.32. Первый полет прототипа состоялся 27 сентября 1929 года.
Четырехмоторный транспортно-пассажирский самолет F.32 стал последним
проектом фирмы "Fokker", строившимся в США. Его появление в 1929 году
вызвало большой интерес. Число 32 в обозначении указывало на его
пассажировместимость, но в ночных полетах число пассажиров уменьшалась
вдвое - до 16 спальных мест.
F.32 был большим
свободнонесущим высокопланом с короткой носовой частью. Его
неубирающееся ширококолейное шасси имело обтекатели колес. Кабина
экипажа была сильно смещена вперед от передней кромки крыла,
пассажирский салон располагался под крылом и в хвостовой части фюзеляжа.
Силовая установка состояла из четырех звездообразных моторов Pratt &
Whitney Hornet, установленных парами тандемно в двух моторамах под
крылом. Два мотора были тянущими, другие два - толкающими.
Серийно изготовили до 10
самолетов F.32. В 1930 году несколько таких машин попали на службу в
калифорнийскую авиакомпанию "Western Air Express". Вскоре возникли
проблемы с охлаждением толкающих моторов. Их так и не удалось разрешить
полностью, так что активная карьера самолета F.32 оказалась относительно
короткой. Одна из этих машин оценивалась авиакорпусом Армии США под
обозначением YC-20, но не получила армейский серийный номер и не была
закуплена.
Главным отличием F.ХIX от своего американского "брата" были меньшие размеры и уменьшенная пасcажировместимость
- первоначально завялено было о 16 пассажиров, затем по требованию авиакомпании KLM это число было еще уменьшено до 10. Но все же тандемное расположение двигателей не
впечатлило президента компании KLM Альберта Плесмана, выбравшего самолеты
с стандартным расположением двигателей.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F.XIX |
F.32 |
Размах крыла, м |
24.50 |
30.18 |
Длина, м |
18.20 |
21.28 |
Высота, м |
4.80 |
5.02 |
Площадь крыла, м2 |
96.60 |
124.60 |
Масса, кг |
|
|
пустого снаряженного |
5050 |
|
нормальная взлетная |
8250 |
10206 |
Тип двигателя |
4 ПД Pratt Whitmey Wasp |
4 ПД Pratt Whitmey Hornet B |
Мощность, л.с. |
4 х 420 |
4 х 575 |
Максимальная скорость , км/ч |
345 |
250 |
Крейсерская скорость , км/ч |
300 |
235 |
Практическая дальность, км |
1500 |
1200 |
Практический потолок, м |
5200 |
4115 |
Экипаж, чел |
2 |
2 |
Полезная нагрузка: |
10-16 пассажиров |
до 32 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|