Пассажирский самолет Fokker F.IX был создан на базе самолета трехдвигательного самолета
F.VII/3m. Fokker F.IX стал самым большим трехдвигательным самолетом построенным на заводах фирмы Fokker в Голландии до Второй
Мировой. Работы над самолетом были начаты в конце 20-х годов. Его первый полет состоялся 23 августа 1929 года. F.IX мог перевозить до 18 пассажиров. В октябре этого же
года самолет прошел сертификацию, совершив перелет в Лондон. Этот же перелет использовался в рекламных целях для привлечения интереса возможных покупателей. Однако разразившийся в начале 30-х
годов экономический кризис полностью разрушил все планы продаж Fokker F.IX.
Всего было поставлено два самолета для авиакомпании KLM и два были построены по лицензии в Чехословакии.
Самолеты компании KLM использовались на европейских авиалиниях (Амстердам-Лондон, Лондон-Париж), а в 1936 году при посредничестве французской фирмы SFTA F.IX
были проданы для ВВС республиканской Испании. Испанцы оборудовали самолеты бомбодержателями и установили на них пулеметы. Оба самолета уцелели в войне и использовались в дальнейшем в ВВС Испании
(Gruppo 45). Судьба двух самолетов произведенных в Чехословакии была схожей.
В 1934 г. фирма "Авиа" изготовила также два гражданских самолета F.IXD (буква D в данном случае
означает Dopravni - "транспортный"), поставленных авиакомпании CSA. Самолеты были рассчитаны на перевозку 17 пассажиров и трех членов экипажа. На них
стояли 550-сильные моторы "Пегасус" II, в то время как бомбардировщики оборудовались двигателями "Юпитер" VI мощностью 450 л.с. (оба типа моторов
производились по лицензии в Чехословакии фирмой "Вальтер"). Благодаря более мощной силовой установке пассажирские самолеты оказались быстрее
бомбардировщиков - они развивали максимальную скорость 255 км/ч против 210 км/ч. Гражданским самолетам
(серийные номера 15 и 16) присвоили регистрацию OK-AFF и OK-AFG. Карьера первого из них оказалась короткой - в 1935 г. при взлете с аэродрома Братислава
он скапотировал, получил серьезные повреждения и впоследствии не восстанавливался. Вторая же машина эксплуатировалась вплоть до момента оккупации Чехии,
летая, главным образом, на трассе Прага-Ужгород. 21 октября 1938 г. компания CSA получила ещё один самолет "Авиа" F.IX, переданный из состава ВВС. Эта
машина (12-й серийный экземпляр) получила регистрацию OK-AFH.
Модификации
: |
|
|
F.IX |
трёхмоторный пассажирский самолёт для KLM. |
F.IXD |
трёхмоторный пассажирский самолёт для CSA (изготовлен на фирме Avia). |
F.IXM |
военно-транспортный самолет. |
Avia F.IX |
бомбардировщик на базе F.IX |
F.39 |
экспортное обозначение бомбардировщика F.IX. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Fokker F.IX |
Размах крыла, м |
27.14 |
Длина, м |
19.00 |
Высота, м |
4.50 |
Площадь крыла, м2 |
84.00 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного |
4400 |
нормальная взлетная |
6750 |
Тип двигателя |
3 ПД Gnome-Rhone Jupiter (Walter Pegas II.M2) |
Мощность, л.с. |
3 х 480 (575) |
Максимальная скорость , км/ч |
225 |
Крейсерская скорость , км/ч |
202 |
Практическая дальность, км |
830 |
Практический потолок, м |
5000 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
до 18 пассажиров или 1400 кг бомб в роли бомбардировщика |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|