Уголок неба ¦ Fokker F.IX

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Fokker F.IX
       
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1929
Тип: Пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Пассажирский самолет Fokker F.IX был создан на базе самолета трехдвигательного самолета F.VII/3m. Fokker F.IX стал самым большим трехдвигательным самолетом построенным на заводах фирмы Fokker в Голландии до Второй Мировой. Работы над самолетом были начаты в конце 20-х годов. Его первый полет состоялся 23 августа 1929 года. F.IX мог перевозить до 18 пассажиров. В октябре этого же года самолет прошел  сертификацию, совершив перелет в Лондон. Этот же перелет использовался в рекламных целях для привлечения интереса возможных покупателей. Однако разразившийся в начале 30-х годов экономический кризис полностью разрушил все планы продаж Fokker F.IX.

Всего было поставлено два самолета для авиакомпании KLM и два были построены по лицензии в Чехословакии. Самолеты компании KLM использовались на европейских авиалиниях (Амстердам-Лондон, Лондон-Париж), а в 1936 году при посредничестве французской фирмы SFTA F.IX были проданы для ВВС республиканской Испании. Испанцы оборудовали самолеты бомбодержателями и установили на них пулеметы. Оба самолета уцелели в войне и использовались в дальнейшем в ВВС Испании (Gruppo 45). Судьба двух самолетов произведенных в Чехословакии была схожей.

В 1934 г. фирма "Авиа" изготовила также два гражданских самолета F.IXD (буква D в данном случае означает Dopravni - "транспортный"), поставленных авиакомпании CSA. Самолеты были рассчитаны на перевозку 17 пассажиров и трех членов экипажа. На них стояли 550-сильные моторы "Пегасус" II, в то время как бомбардировщики оборудовались двигателями "Юпитер" VI мощностью 450 л.с. (оба типа моторов производились по лицензии в Чехословакии фирмой "Вальтер"). Благодаря более мощной силовой установке пассажирские самолеты оказались быстрее бомбардировщиков - они развивали максимальную скорость 255 км/ч против 210 км/ч.

Гражданским самолетам (серийные номера 15 и 16) присвоили регистрацию OK-AFF и OK-AFG. Карьера первого из них оказалась короткой - в 1935 г. при взлете с аэродрома Братислава он скапотировал, получил серьезные повреждения и впоследствии не восстанавливался. Вторая же машина эксплуатировалась вплоть до момента оккупации Чехии, летая, главным образом, на трассе Прага-Ужгород. 21 октября 1938 г. компания CSA получила ещё один самолет "Авиа" F.IX, переданный из состава ВВС. Эта машина (12-й серийный экземпляр) получила регистрацию OK-AFH.






 Модификации :
F.IX  трёхмоторный пассажирский самолёт для KLM.
F.IXD  трёхмоторный пассажирский самолёт для CSA (изготовлен на фирме Avia).
F.IXM  военно-транспортный самолет.
Avia F.IX  бомбардировщик на базе F.IX
F.39  экспортное обозначение бомбардировщика F.IX.



 ЛТХ:
Модификация   Fokker F.IX
Размах крыла, м   27.14
Длина, м   19.00
Высота, м   4.50
Площадь крыла, м2   84.00
Масса, кг  
  пустого снаряженного   4400
  нормальная взлетная   6750
Тип двигателя   3 ПД Gnome-Rhone Jupiter (Walter Pegas II.M2)
Мощность, л.с.   3 х 480 (575)
Максимальная скорость , км/ч   225
Крейсерская скорость , км/ч   202
Практическая дальность, км   830
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 18 пассажиров или 1400 кг бомб в роли бомбардировщика


 Доп. информация :


  Чертеж "Fokker F.IXD"
  Фотографии:

 Прототип F.IX
 F.IX
 F.IX
 F.IX
 F.IX
 F.IX возле Koolhoven FK.43
 F.IX
 F.IX
 F.IX
 F.IX
 F.IX
 F.IXD
 F.IXD
 F.IXD
 F.IXD
 F.IXD
 Прототип F.IX, оснащенный оборонительными турелями
 Пассажирский салон F.IX
  Пассажирский салон F.IXD
 Кабина пилотов F.IX

  Схемы:

 F.IX
 F.IXD
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 F.IXD

 



 

Список источников:

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Арсенал-Коллекция 2016-03. Иван Холмских. "Длинная рука" чехословацких ВВС. Бомбардировщик "Авиа" F.IX
Janes. Thijs Postma. Fokker : Aircraft Builders to the World
Rene de Leeuw. Fokker : Commercial Aircraft
Paul van Weezepoel. Fokker. Database Civil Aircrafts. Fokker F.IX
AirMagazin 2002-10-11. Bohumir Kudlicka. L'Avia F-IXD de transport
Aeroplane Monthly 1985-11. John Stroud. Wings of Peace
Luchtvaartkennis 2012-04. Harm J. Hazewinkel. Fokker F.IX : De grootste driemmotorige Fokker
Icare 188. K.L.M.
Dutch-Aviation.nl. Fokker Aircraft
Fokker-history.com. Fokker F.IX
Nimh-beeldbank.defensie.nl. Fokker F.IX
Phantom Zeichnungen Fokker Flugzeuge
L+K 1995-05. Avia-Fokker F-IX
L+K 2002-14. Josef Vaclavik. Dopravni Fokkery v ceskoslovenskych sluzbach


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: