В 1922 году к самолёту Junkers F 13
наконец то пришёл успех. На фирму Гуго Юнкерса посыпалось множество заказов.
Теперь можно было почивать на лаврах. Но не таков был характер у немецкого
предпринимателя. Он уже серьёзно задумался о создании новых авиалайнеров.
Подобно Фоккеру и другим европейским производителям он предчувствовал грядущий
спрос на самолёты большей, чем у Junkers F 13 вместимости. Поэтому в 1923
началась разработка 8-местного лайнера. Этот самолёт представлял из себя как бы
увеличенный в размерах F 13. Так габариты пассажирской кабины выросли почти в
два раза. Появилось багажное отделение. Возглавил разработку Эрнст Циндель
(Ernst Zindel), поскольку создатель F 13 - Отто Ройтер, к тому времени уже умер.
Мощность имевшихся двигателей не позволяла сделать одномоторный самолёт с
заданными характеристиками. Поэтому проект предусматривал установку трёх Junkers
L-2 - 143 кВт.
Однако Международная Авиационная Контрольная Комиссия, следившая
за выполнением Германией Версальского договора, запретила данный проект. Она
расценила его как тайную попытку создания бомбардировщика. Пришлось делать
самолёт с менее мощными двигателями - BMW-IIIa в носу и двумя Mercedes Benz D-1
на крыльях. Новая модель получила индекс G23. Самолёт строили на заводе в Дессау
в 1924. Первый полёт совершил пилот Вильгельм Циммерман (Wilhelm Zimmermann) 18
сентября 1924. Одновременно, под покровом секретности, продолжались работы над
вариантом с L-2. Эта машина получила название G24. Для обхода запретов
был использован приём, отработанный на F 13. Детали планеров стали производить в
Дессау под индексом G23, затем отправляли в шведский город Лимхамн, где
находилось дочернее предприятие Юнкерса A.B. Flygindustri. Там самолёты собирали,
ставили на них двигатели Junkers L-2 и получали G24. С 1925 в Лимхамне наладили
и самостоятельное производство. Легальное производство в Дессау удалось
организовать только в 1926, после смягчения позиции контрольной комиссии.
Производство в Швеции привело к тому, что первым обладателем авиалайнера
стала шведская же авиакомпания - A.B. Aerotransport. Всего она имела
девять самолётов. С мая 1925 "Юнкерсы" летали на линии Мальмё - Гамбург
- Амстердам. Затем появились маршруты Стокгольм - Хельсинки, Стокгольм -
Мальмё, Мальмё - Ганновер. Один из самолётов (S-AABG "Uppland")
участвовал в спасении полярной экспедиции Умберто Нобиле после
катастрофы дирижабля Italia в мае 1928. Шведская авиакомпания
эксплуатировала Junkers G24 до 1932, когда на смену им пришли Junkers
Ju52/3m. Среди первых
заказчиков была и швейцарская Ad Astra Aero. Она приобрела 4 самолёта.
G24 поступали и в немецкие авиакомпании. Пока действовали запреты,
приходилось прибегать к маскировке - в Германии самолёты регистрировали
как G23.
Эксплуатация показала, что мощность
двигателей следует увеличить - в носу поставили Junkers L-5 - 206 кВт. В
дальнейшем эти моторы ставили и на крыльях. Потом появились варианты с ещё более
мощными двигателями. Впрочем, трудно было найти два полностью идентичных
самолёта - почти в каждый экземпляр вносились индивидуальные изменения. Таким
образом на 72 выпущенных в Швеции и Германии самолёта приходилось около 20
различных модификаций. Главным
заказчиком G24 стала возникшая в 1926 авиакомпания Deutsche Luft Hansa.
На её линиях работало 25 самолётов. Пилоты "Люфтганзы" установили ряд
мировых достижений. Так 1 мая 1926 они открыли первую в мире ночную
пассажирскую линию из Берлина в Кёнигсберг. Затем последовал дальний
перелёт двух G24 из Берлина в Пекин через СССР. Он начался 24 июля 1926.
В Пекин самолёты прибыли 8 сентября, а назад вернулись 26 октября.
Машины преодолели расстояние 20000 километров за 140 лётных часов без
каких либо серьёзных технических проблем. Следующий год отмечен побитием
ряда рекордов скорости и дальности с грузом 1000 кг и 2000 кг. G24
обслуживали линии из Берлина в города Германии и ряд европейских центров
- Варшаву, Прагу, Вену, Барселону и т.д.
Самолёт пользовался спросом и в Испании. Здесь первым оператором Junkers
G24 была авиакомпания UAE - Union Aerea Espanola, созданная при участии
Гуго Юнкерса. Два самолёта, ранее принадлежавшие A.B. Aerotransport,
прибыли в апреле 1927.
Авиалайнеры приобретали и другие страны Европы - Австрия, Греция,
Италия, Польша, Финляндия. G24 летали на линиях Ближнего Востока и
Латинской Америки. Их покупали как старые клиенты Юнкерса, так и новые.
Модификации
: |
|
|
G.24a |
c тремя двигателями Junkers L2 мощностью 145 кВт (195 л.с.), креплением на крыльях, капотами двигателей меньшего размера,
иногда также двигателем Junkers L5 мощностью 230 кВт (310 л.с.) в качестве центрального двигателя. Два самолета, предназначенные для Италии, были
оснащены центральными двигателями Isotta Fraschini мощностью 221 кВт (296 л.с.). |
G.24ba |
с тремя Junkers L2, усиленным навесным оборудованием и опорами двигателя. |
G.24b1a |
версия гидросамолета G.24ba для Aero O/Y. |
G.24bi |
с одним центральным двигателем Junkers L5 и двумя двигателями L2. |
G.24ce |
с тремя Junkers L5, увеличенный рахмах крыла с 1926 г. |
G.24c1e |
гидросамолет на базе G.24ce. |
G.24e |
версия с с тремя Junkers L5. |
G.24de |
усиленная конструкция , уменьшенные капоты двигателя. |
G.24fe |
усиленный центроплан. |
G.24ge |
увеличенный размах крыла. |
G.24g1e |
гидросамолет на базе G.24ge, использовался для экспериментов с торпедами. |
G.24gu |
один центральный двигатель Junkers L5G мощностью 317 кВт (425 л.с.) и два Junkers L5. |
G.24gn |
центральный двигатель Junkers L5 230 кВт (310 л.с.) и два мотора по мощностью 310 кВт (420 л.с.), один
построен. |
G.24he |
версия с модифицированным крылом, раздельным шасси, аэродинамической кабиной, 14 пассажиров. |
G.24h1e |
гидросамолет на базе G.24he. |
G.24hu |
с тремя двигателями BMW Va, один построен. |
G.24li |
модифицированный G.24a/b с центральным двигателем Junkers L5. |
G.24mai |
два модифицированных для Италии самолета G.24e с центральным двигателем Isotta Fraschini Asso 200 мощностью 190
кВт (250 л.с.). |
G.24nao |
с тремя двигателями Rhone Jupiter, прототип K30. |
G.24L |
с тремя двигателями Junkers L5G мощностью 317 кВт (425 л.с.). |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
G.24ce |
Размах крыла, м |
29.80 |
Длина, м |
15.70 |
Высота, м |
4.15 |
Площадь крыла, м2 |
97.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4300 |
нормальная взлетная |
6500 |
Тип двигателя |
3 ПД Junkers
L5 |
Мощность, л.с. |
3 х 310 |
Максимальная скорость , км/ч |
210 |
Крейсерская скорость , км/ч |
185 |
Практическая дальность, км |
1010 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка:: |
до 9 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|