Когда авиакомпания Swissair в 1931 году стала использовать в Европе скоростные пассажирские самолеты Lockheed Orion, началась новая эра в истории
авиаперевозок. Поэтому по заказу авиакомпании Luft Hansa компанией Heinkel был разработан самолет He 70, летные характеристики которого превосходили летные
характеристики самолета компании Lockheed. О части истории машины компании Heinkel рассказывает Герберт Ринглштеттер.
Оснащенный 400-сильным радиальным двигателем воздушного охлаждения и убирающимися основными стойками шасси низкоплан Lockheed Orion развивал впечатляющую
максимальную скорость в 320 км/ч. Сначала руководство авиакомпании Luft Hansa заказало компании Junkers разработать пассажирский самолет с аналогичными летными
характеристиками и позднее с такой просьбой обратилось к Эрнсту Хейнкелю. Разработка Ju 60 велась медленно, и его характеристики не удовлетворили заказчика.
В январе 1932 года был сформирован облик скоростного пассажирского самолета, получившего обозначение Не 65. Это был низкоплан с радиальным двигателем воздушного
охлаждения и фиксированными основными стойками шасси. Однако работы над проектом Не 65 были прекращены, поскольку авиакомпания Swissair приобрела модификацию
самолета Lockheed Orion с более высокими летными характеристиками. Следствием этого стало принятое Эрнстом Хейнкелем в середине мая 1932 года решение начать
работы над революционным проектом скоростного самолета с убирающимися основными стойками шасси и с рядным двигателем. Также как и в случае с проектом Не 65
руководили работами по созданию новой машины братья Вальтер и Зигфрид Гюнтеры. В рекордное время были выполнены проектирование конструкции и изготовление
прототипа He 70 V1 (заводской номер 403), который 1 декабря 1932 года – точно к десятилетнему юбилею компании Heinkel – в Варнемюнде совершил свой первый полет.
Элегантный, аэродинамически совершенный самолет был шедевром авиастроительного искусства и представлял собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции.
Основой эллиптического крыла самолета являлся силовой набор, состоявший из двух коробчатых лонжеронов и нервюр и покрытый обшивкой из авиационной фанеры.
Хвостовое оперение также изготавливалось из дерева, в то время как фюзеляж с овальным поперечным сечением, рассчитанный на перевозку четырех пассажиров и трех
членов экипажа, изготавливался из дюралюминия и имел монококовую конструкцию. Применение в конструкции фюзеляжа заклёпок с потайной головкой получить очень
гладкую обшивку, окна в которой были сделаны заподлицо. Все выступающие из фюзеляжа элементы конструкции закрывались аэродинамически проработанными
обтекателями.
Силовая установка состояла из 12-цилиндрового рядного двигателя BMW VI 6,0Z, охлаждавшегося высококипящей жидкостью и развивавшего постоянную мощность 580 л.с..
Для охлаждения двигателя использовался гликоль, температура кипения которого была равна 120°. Вследствие этого размещавшийся под фюзеляжем радиатор системы
охлаждения двигателя мог иметь меньшие размеры. По мере необходимости радиатор втягиваться в фюзеляж. Основные стойки шасси и хвостовой костыль (с модификации
He 70 B костыль был фиксированным) убирались в консоли крыла при помощи гидравлического насоса с ручным приводом. Не 70 был первым европейским самолетом с
убирающимся шасси.
28 февраля в аэропорту Берлин-Темпельхоф Не 70 был впервые представлен восхищенной общественности. Летные характеристики Не 70 были хорошими и превосходили
величины, которые гарантировала компания Heinkel. В апреле 1933 года в специально подготовленном полете была зафиксирована максимальная скорость 377 км/ч.
Самолет летал быстрее чем все истребители мира, которые в то время состояли на вооружении!
Уже вскоре после первого полета прототипа Не 70 главный летчик-испытатель компании Heinkel Вернер Юнк (Werner Junck) установил рекорд скорости полета с
нагрузкой в 500 кг на маршруте протяженностью в 100 километров – 348,2 км/ч. Спустя небольшое время экипаж авиакомпании Luft Hansa Унтухт (Untucht) и Зееринг
(Seering) установили ряд рекордов скорости, которые до этого принадлежали французам.
Второй прототип Не 70 V2 получил посадочные щитки, что значительно улучшило характеристики управляемости на малых скоростях полета и сократило дистанции разбега
и пробега. Соответствующим образом был переоборудован первый прототип Не 70 V1.
Сначала самолеты Не 70 использовались авиакомпанией Lufthansa [1] для доставки почты и грузовых перевозок и только после тщательного тестирования в середине
1934 года был допущен для пассажирских перевозок.
Простейший анализ показывал, что при наличии более мощных двигателей, которых, впрочем, в Германии в то время еще не было, можно было ожидать значительного
улучшения летных характеристик самолетов типа Не 70. С рядным V-образным двигателем Rolls Royce Kestrel V самолет He 70 на высоте 4500 метров развил скорость
415 км/ч.
На большей части гражданских самолетов типа Не 70 устанавливались более мощные двигатели BMW 7,3 (модификация He 70 D) или BMW 7,3Z (модификации He 70 F и G).
Авиакомпания Lufthansa использовала самолеты He 70 на специально организованных скоростных авиамаршрутах, проложенных как между городами Германии (Берлин,
Гамбург, Кёльн и Франкфурт). Также скоростные авиационные маршруты были проложены в несколько иностранных аэропортов. Внутри Германии можно было вылететь в
нужный город и в течение этого же дня вернуться обратно. Однако содержание и эксплуатация машин в целом были слишком дорогими и не окупались.
Помимо эксплуатации Не 70 в авиакомпании Lufthansa машины данного типа до 1938 года использовались и во вновь организованных немецких ВВС. В основном Не 70 в
качестве самолетов-разведчиков, курьерских самолетов и легких бомбардировщиков, что изначально предусматривалось при разработке самолета.
Для этих целей – в первую очередь модификация He 70 F – были соответствующим образом переоборудованы и получили пулеметные установки для защиты задней
полусферы. С 1937 года в Испании в составе легиона Condor находились 28 самолетов Не 70.
На предназначавшуюся для ВВС Венгрии модификацию He 170 (внутрифирменное обозначение He 70 U [Ungarn – Венгрия]) устанавливался 910-сильный радиальный двигатель
Gnome et Rhône K-14.
В 1938 году была разработана модификация Не 270. Этот самолет должен был оснащаться двигателем Daimler-Benz DB-601 A и использоваться в качестве скоростного
самолета-разведчика. Однако командование немецких ВВС не проявило интерес к этой машине.
До 1937 года в общей сложности было изготовлено примерно 320 экземпляров этого передового самолета компании Heinkel. Некоторые самолеты типа He 70 прослужили в
составе испанских ВВС до 1950-х годов.
Самолеты семейства Не 70 отказали влияние на самолеты, разрабатывавшиеся как в Германии, так и за ее пределами. В первую очередь это касается аэродинамики, в
которой Не 70 установил новые стандарты. При взгляде на Supermarine Spitfire – самый успешный британский истребитель Второй Мировой войны – влияние Не 70 очень
хорошо заметно. При создании двухмоторного самолета Не 111 было использовано большое конструктивных особенностей Не 70.