Уголок неба ¦ Handley Page W.8(10)

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Handley Page W.8(10)
       
Разработчик: Handley Page
Страна: Великобритания
Первый полет: 1919
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Внутренние распорки фюзеляжа военного бомбардировщика Handley Page 0/400 делали его непригодным для использования в качестве гражданского транспортного самолета. Это привело к перепроектированию этой машины и разработке самолета, обозначенного первоначально как Handley Page W/400 (H.P.16 в системе обозначений 1924 года). Он имел фюзеляж другой конструкции, позволявший устанавливать до восьми пар кресел с центральным проходом, крылья модели V/1500 уменьшенного размаха, шасси самолета V/1500 и был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Eagle VIII. Первый полет состоялся 22 августа 1919 года. Испытания подтвердили, что силовая конструкция довольно прочна, но было решено провести ряд усовершенствований и установить на серийных самолетах более мощные двигатели.

Это привело к появлению опытного образца W.8 (H.P.18 в системе 1924 года). Оснащенный двумя двигателями Napier Lion IB, самолет W8 имел уменьшенный размах крыла (с 25,91 м до 22,86 м) и некоторые изменения хвостового оперения. Свой первый полет он совершил 4 декабря 1919 года, а 4 мая 1920 года поднялся на высоту 4276 м с полезной нагрузкой в 1674 кг, что являлось в то время рекордом Великобритании.

За самолетом W.8 появились четыре серийных W.8b, в которых в полностью застекленной кабине размещались 12 пассажиров, а командир и второй пилот находились в открытой кабине в носовой части. Из-за трудностей с поставкой двигателей Napier Lion на этих самолетах снова были установлены двигатели Rolls-Royce Eagle VIII. Три самолета использовались авиакомпанией Handley Page Transport и один был поставлен бельгийской авиалинии SABENA; впоследствии еще три транспортных W.8b были построены для SABENA компанией SABCA в Бельгии. Самолет W.8c являлся вариантом выпуска 1923 года с двигателями Eagle IX.

Двухмоторный лайнер Handley Page W.8 был хорош всем, но имел один недостаток. Слишком мала была мощность его двигателей. Из-за этого при сильном боковом ветре самолёт, имевший большую площадь поверхности, заметно сносило в сторону от курса. Выйти из положения можно было двумя способами - установить более мощные двигатели или увеличить их количество. Рассматривались оба варианта. Но первым реализовался второй из них. Фирма учла интересы заказчиков. Авиакомпании хотели повысить безопасность полётов на сложных линиях с помощью лайнеров, имевших большее число двигателей. Для Imperial Airways такой линией была Лондон - Париж - Цюрих, пересекавшая Альпы. А SABENA решила открыть линии в Бельгийском Конго, где при вынужденной посадке в глухих джунглях пассажиры и экипаж были обречены также, как в заснеженных горах. Handley Page выбрала вариант с двумя двигателями Armstrong Siddeley Puma на крыльях и одним Rolls-Royce Eagle IX в носовой части. Эта версия получила название W.8e. Первый полёт новый лайнер совершил 25 апреля 1924. Он предназначался для компании SABENA, поэтому носил бельгийский регистрационный номер O-BAHG. 20 июля впервые поднялся лайнер, изготовленный для Imperial Airways. У него была несколько иное хвостовое оперение, поэтому он назывался W.8f. В том же году изменилась система названий для самолётов фирмы Handley Page и авиалайнер получил новое имя - H.P.26 Hamilton.

Hamilton авиакомпании Imperial Airways летал из Лондона в Цюрих в первоначальном виде до 1929 года. Затем на нём заменили двигатели - поставили два Rolls-Royce F.XIIA. В данной модификации самолёт известен как W.8g. Служба продолжалась до следующего года, когда произошла авария.

Если британская авиакомпания обошлась всего одним экземпляром, то SABENA сделала большой заказ. Правда не Handley Page, а бельгийской фирме SABCA, где по лицензии изготовили восемь W.8e, а затем и два W.8f. Они предназначались для Бельгийского Конго. Авиакомпания решила перегнать машины из Бельгии в Леопольдвиль (ныне Киншаса) своим ходом. Для этого выбрали один из первых изготовленных в Бельгии лайнеров - O-BAHO "Princesse Marie-Jose". Он вылетел из Брюсселя 12 февраля 1925. Европейский участок (через Францию и Испанию) самолёт преодолел без особых проблем, прибыв в Оран (Алжир) с опозданием всего в 4 дня. Далее последовал рискованный перелёт через пустыню Сахара, во время которого самолёт попал в песчаную бурю и вынужден был приземлиться в пустыне. К счастью на следующий день буря утихла и перелёт продолжился. Затем лайнер застрял в Банги (ныне Центрально-Африканская Республика), где три недели пришлось ждать доставки из Бельгии нового винта взамен вышедшего из строя. Цели путешествия экипаж Эдмона Теффри (Edmond Thieffry) и Джефа де Брюкера ( Jef De Bruycker) достиг 3 апреля. Расстояние 8124 км он преодолел за 75 часов 25 минут лётного времени. Таким образом экспедиция удалась. Однако руководство SABENы решило не рисковать и следующие самолёты доставлялись в Конго на пароходах. (Тем более преждевременно было начинать регулярные пассажирские перевозки из Бельгии в Конго.)

25 апреля 1925 самолёт с бортовым номером O-BAHN открыл регулярную линию в Конго. В первый рейс из Леопольдвиля в Луэбо (расстояние 850 км) отправились пять пассажиров и 192 кг почты. Путешествие длилось 6 часов 45 минут. С работой в тропическом климате лайнеры (в начале их было пять) вполне справлялись. За первые полгода перевезли 221 пассажира, 21.725 кг почты и 1666 кг других грузов. В 1927 году линию продлили до Элизабетвиля (ныне Лубумбаши) в 2275 км от Леопольдвиля. Затем в Конго появились и другие протяжённые линии. К 1929 в этой крупнейшей африканской стране работали уже 8 лайнеров. Там они летали до 1932, пока их не сменили более современные самолёты.

Кроме вышеперечисленных были изготовлены еще несколько модификаций.  14-местный самолет Н.Р.27 W.9a Hampstead первоначально был оснащен тремя звездообразными двигателями АArmstrong Siddeley Jaguar мощностью 385 л.с., а позднее двигателями Bristol Jupiter VI мощностью 450 л.с. Окончательным гражданским вариантом являлся самолет H.P.30 W.10, четыре экземпляра которого были построены в 1926 году для авиакомпании Imperial Airways, последний из них оставался на службе до 1933 года. На них устанавливались два двигателя Napier Lion IIB мощностью 450 л.с.



 ЛТХ:
Модификация   W.8b   W.8f   W.9a
Размах крыла, м   22.86   22.92   24.08
Длина самолета,м   18.31   18.33   18.39
Высота самолета,м   5.18   5.18  
Площадь крыла,м2   135.27   135.30   145.30
Масса, кг      
  пустого самолета   3493   3910   3794
  максимальная взлетная   5443   5910   6577
Тип двигателя   2 ПД Eagle VIII   1 ПД Eagle IX+ 2 Puma   3 ПД Jaguar
Мощность, л.с.   2 х 350   1 х 360 + 2 х 240   3 х 385
Максимальная скорость, км/ч   167   166   183
Крейсерская скорость, км/ч   134   137   155
Практическая дальность, км       644
Практический потолок, м   3230   3960   4115
Экипаж, чел   2   2   2
Полезная нагрузка:   до 12 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип W.8
 Прототип W.8
 Прототип W.8
 Прототип W.8
 Прототип W.8
 Прототип W.8
 W.8a
 W.8b
 W.8b
 W.8b
 W.8b
 W.8b
 W.8b
 W.8b
 W.8b
 W.8b
 W.8b
 W.8e
 W.8e
 W.8e
 W.8e
 W.8f
 W.8f
 W.8f
 W.8f
 W.8f
 W.8f (G-EBIX) после переделки в W.8g
 W.8f (G-EBIX) после переделки в W.8g
 W.9
 W.9
 W.9
 W.9
 W.9
 W.10
 W.10
 W.10
 W.10
 W.10
 W.10
 Заправка в воздухе AS.5 Courier с самолета Handley Page W.10
 Пассажирский салон W.8
 Пассажирский салон W.10

 Схемы:

 W.8b
 W.9a


  Варианты окраски:

 W.8e компании SABENA  (c) Владимир Быков

 



 

Список источников:

Владимир Быков. Авиалайнеры всех времён и народов. Handley Page W.8e/f Hamilton (H.P.26)
Putnam. C.H. Barnes. Handley Page Aircraft since 1907
Putnam. Jackson A.J. British Civil Aircraft since 1919
Aeroplane Monthly 1974-02. Peter Moss. Wings for the Empire
Aeroplane Monthly 1983-10. John Stroud. Wings of Peace
Aeroplane Monthly 2001-11. Colin Cruddas. A Courier's tale
Le Fana de l'Aviation 2006-08. Harm J. Hazewinkel. L'aviation, de A a 9
Air Pictorial 1978-01. Elfan ap Rees. Handley Page W.8
L'Ala d'Italia 1925-10. Nel Congo Belga
Arthur W.J.G. Ord-Hume. Imperial Airways : From Early Days to BOAC
Robert Bluffield. Imperial Airways : The Birth of the British Airline Industry 1914-1940
Handleypage.com. Handley Page - Aircraft - H.P.1, H.P.3, and H.P.4
British Aircraft Directory. Handley Page A and D monoplanes
Imperial Airways. Handley Page W8b
Baha.be. SABCA-Handley Page W.8F
1000aircraftphotos.com. No. 9323. Handley Page H.P.26 W.8f Hamilton (O-BAHO c/n 6) SABENA "Prinsesse Marie-Jose"


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: