Внутренние распорки фюзеляжа
военного бомбардировщика Handley Page 0/400 делали его непригодным для
использования в качестве гражданского транспортного самолета. Это привело к
перепроектированию этой машины и разработке самолета, обозначенного
первоначально как Handley Page W/400 (H.P.16 в системе обозначений 1924 года).
Он имел фюзеляж другой конструкции, позволявший устанавливать до восьми пар
кресел с центральным проходом, крылья модели V/1500 уменьшенного размаха, шасси
самолета V/1500 и был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Eagle VIII. Первый
полет состоялся 22 августа 1919 года. Испытания
подтвердили, что силовая конструкция довольно прочна, но было решено провести
ряд усовершенствований и установить на серийных самолетах более мощные двигатели.
Это привело к появлению
опытного образца W.8 (H.P.18 в системе 1924
года). Оснащенный двумя двигателями Napier
Lion IB, самолет W8 имел уменьшенный размах крыла (с 25,91 м до 22,86 м)
и некоторые изменения хвостового оперения. Свой первый полет он совершил
4 декабря 1919 года, а 4
мая 1920 года поднялся на
высоту 4276 м с полезной нагрузкой в 1674 кг, что являлось в то время
рекордом Великобритании.
За самолетом W.8 появились
четыре серийных W.8b, в которых в полностью застекленной кабине
размещались 12 пассажиров, а командир и второй пилот находились в
открытой кабине в носовой части. Из-за трудностей с поставкой двигателей
Napier Lion на этих самолетах снова были установлены двигатели
Rolls-Royce Eagle VIII. Три самолета использовались авиакомпанией
Handley Page Transport и один был поставлен бельгийской авиалинии
SABENA; впоследствии еще три транспортных W.8b были построены для SABENA
компанией SABCA в Бельгии. Самолет W.8c являлся вариантом выпуска 1923
года с двигателями Eagle IX.
Двухмоторный лайнер Handley
Page W.8 был хорош всем, но имел один недостаток. Слишком мала была
мощность его двигателей. Из-за этого при сильном боковом ветре самолёт,
имевший большую площадь поверхности, заметно сносило в сторону от курса.
Выйти из положения можно было двумя способами - установить более мощные
двигатели или увеличить их количество. Рассматривались оба варианта. Но
первым реализовался второй из них. Фирма учла интересы заказчиков.
Авиакомпании хотели повысить безопасность полётов на сложных линиях с
помощью лайнеров, имевших большее число двигателей. Для Imperial Airways
такой линией была Лондон - Париж - Цюрих, пересекавшая Альпы. А SABENA
решила открыть линии в Бельгийском Конго, где при вынужденной посадке в
глухих джунглях пассажиры и экипаж были обречены также, как в
заснеженных горах. Handley Page выбрала вариант с двумя двигателями
Armstrong Siddeley Puma на крыльях и одним Rolls-Royce Eagle IX в
носовой части. Эта версия получила название W.8e. Первый полёт новый
лайнер совершил 25 апреля 1924. Он предназначался для компании SABENA,
поэтому носил бельгийский регистрационный номер O-BAHG. 20 июля впервые
поднялся лайнер, изготовленный для Imperial Airways. У него была
несколько иное хвостовое оперение, поэтому он назывался W.8f. В
том же году изменилась система названий для самолётов фирмы Handley Page
и авиалайнер получил новое имя - H.P.26 Hamilton.
Hamilton авиакомпании
Imperial Airways летал из Лондона в Цюрих в первоначальном виде до 1929
года. Затем на нём заменили двигатели - поставили два Rolls-Royce F.XIIA.
В данной модификации самолёт известен как W.8g. Служба
продолжалась до следующего года, когда произошла авария.
Если британская
авиакомпания обошлась всего одним экземпляром, то SABENA сделала большой
заказ. Правда не Handley Page, а бельгийской фирме SABCA, где по
лицензии изготовили восемь W.8e, а затем и два W.8f. Они предназначались
для Бельгийского Конго. Авиакомпания решила перегнать машины из Бельгии
в Леопольдвиль (ныне Киншаса) своим ходом. Для этого выбрали один из
первых изготовленных в Бельгии лайнеров - O-BAHO "Princesse Marie-Jose".
Он вылетел из Брюсселя 12 февраля 1925. Европейский участок (через
Францию и Испанию) самолёт преодолел без особых проблем, прибыв в Оран (Алжир)
с опозданием всего в 4 дня. Далее последовал рискованный перелёт через
пустыню Сахара, во время которого самолёт попал в песчаную бурю и
вынужден был приземлиться в пустыне. К счастью на следующий день буря
утихла и перелёт продолжился. Затем лайнер застрял в Банги (ныне
Центрально-Африканская Республика), где три недели пришлось ждать
доставки из Бельгии нового винта взамен вышедшего из строя. Цели
путешествия экипаж Эдмона Теффри (Edmond Thieffry) и Джефа де Брюкера (
Jef De Bruycker) достиг 3 апреля. Расстояние 8124 км он преодолел за 75
часов 25 минут лётного времени. Таким образом экспедиция удалась. Однако
руководство SABENы решило не рисковать и следующие самолёты доставлялись
в Конго на пароходах. (Тем более преждевременно было начинать регулярные
пассажирские перевозки из Бельгии в Конго.)
25 апреля 1925 самолёт с
бортовым номером O-BAHN открыл регулярную линию в Конго. В первый рейс
из Леопольдвиля в Луэбо (расстояние 850 км) отправились пять пассажиров
и 192 кг почты. Путешествие длилось 6 часов 45 минут. С работой в
тропическом климате лайнеры (в начале их было пять) вполне справлялись.
За первые полгода перевезли 221 пассажира, 21.725 кг почты и 1666 кг
других грузов. В 1927 году линию продлили до Элизабетвиля (ныне
Лубумбаши) в 2275 км от Леопольдвиля. Затем в Конго появились и другие
протяжённые линии. К 1929 в этой крупнейшей африканской стране работали
уже 8 лайнеров. Там они летали до 1932, пока их не сменили более
современные самолёты.
Кроме
вышеперечисленных были изготовлены еще несколько модификаций.
14-местный самолет Н.Р.27 W.9a Hampstead первоначально был
оснащен тремя звездообразными двигателями АArmstrong Siddeley Jaguar
мощностью 385 л.с., а позднее двигателями Bristol Jupiter VI мощностью
450 л.с. Окончательным гражданским вариантом являлся самолет H.P.30
W.10, четыре экземпляра которого были построены в 1926 году для
авиакомпании Imperial Airways, последний из них оставался на службе до
1933 года. На них устанавливались два двигателя Napier Lion IIB
мощностью 450 л.с.