Производным Ju 60 был Ju 160, который впервые полетел в 1934 году. Имея
примерно одинаковые размеры с Ju 60, Ju 160 отличался повышенной полезной
нагрузкой, а его конструкция включала некоторые существенные изменения. В то
время как на Ju 60 сужение передней и задней кромок были приблизительно равными,
на Ju 160 сужение передней кромки было увеличено, задняя же кромка была прямой.
Закрылки были удлинены, а шасси было переработано для уборки внутрь: основные
стойки были размещены в центроплане, а их навесные створки были прикреплены с
наружной стороны.
Значительным изменением в концепции компании Junkers был отказ от традиционных
для нее гофрированных поверхностей с заменой на гладкую обшивку из дюралюминия.
Рули высоты имели роговую компенсацию, а размах руля направления Ju 160 был
сокращен в его нижней части. Помещенное в обтекатель хвостовое колесо было на
том же месте, где у Ju 60 были хвостовой костыль и руль направления полной
высоты.
Размещение пассажиров осталось как в Ju 60, таким же был задний багажный отсек
объемом 1,3 м³. Пассажирской салон был с отоплением и вентиляцией; его объем
составлял 4,25 м³. Возможно у Ju 60 могли быть проблемы с устойчивостью, потому
что у Ju 160 салон не располагался так далеко к корме и с каждой стороны
фюзеляжа было три окна. Задняя дверь прототипа Ju 160 была расположена выше
зализа корневой части крыла и должна имела меньшие размеры. На серийных
самолетах была изменена верхняя часть кормового левого окна.
Расположение экипажа было значительно изменено. Хотя места пилотов располагались
все еще тандемом, они были сдвинуты зигзагом с местом первого пилота по левому
борту и второго пилота по правому борту. В результате фонарь кабины был
полностью переработан и стал асимметричным. В кабине пилотов окно с правой
стороны было продлено к корме и задняя линия верхней части фонаря шла по
диагонали назад с левой части на правую. Радио был слева от второго пилота. Хотя
внутренняя дверь в кабину была сохранена, левая сторона фонаря откидывалась
вверх для обеспечения доступа.
Ju 160 был оснащен девятицилиндровым радиальным двигателем BMW 132 воздушного
охлаждения, заключенным в удлиненный капот NACA, плотно прилегавший к мотору и
плавно переходящий в фюзеляж за исключением нижней части, где был вырез для
выхлопных патрубков. У капота в его верхней части было шесть створок системы
охлаждения. Построенный компанией Junkers по лицензии Hamilton двухлопастный
металлический винт изменяемого шага имел диаметр 2,895 м. Топливные баки в
консолях крыла имели емкость 440 л, объем масла составлял 58 л.
Первый Ju 160, как полагают, был оснащен Pratt & Whitney Hornet T2D1 или BMW 132
мощностью 660 л.с. возможно Model A-1, но, как известно, на самолете были
использованы Model E мощностью 660 л.с. и Model A-3 мощностью 725 л.с. Четыре
версии Ju 160 были названы A, B-0, C-0 и D-0, но я не нашел, чем они отличались
друг от друга, хотя есть основания полагать, что Ju 160A был с BMW 132E (хотя
это может быть самолет с замененным двигателем) Ju 160B-0 с BMW 132A-3, Ju
160C-0 с BMW 132A-3 и Ju 160D-0 с BMW 132E-1 и E-2. Кроме того, Ju 160D-0, как
сообщалось, имел увеличение общего полетного веса на 100 кг. Согласно документам
компании Junkers вместе с Ju 60 было около десяти вариантов, и, что эти машины
стали предметом десяти типов испытаний.
Прототип Ju 160 (V1) имел номер гражданской регистрации D-UNOR и обозначение "Luchs" (Рысь), серийный номер 4202 и он был передан в Lufthansa. Затем шли три
неизвестных самолета, следовавшие за десятью Ju 160, построенных для
авиакомпании DLH в 1935 году. Насколько можно судить, они имели номера
гражданской регистрации и обозначения D-UMEX "Panther" (Пантера), D-UPOZ "Wolf"
(Волк), D-UQOR "Lowe" (Лев), D-ULIK "Gepard" (Гепард), D-UPYM "Puma" (Пума), D-UVOX
"Rotfuchs" (Рыжая лиса), D-UKAN "Marder" (Куница), D-UGAZ "Iltis" (Хорь), D-UVUX
"Wiesel" (Ласка) и D-UQOL "Tiger" (Тигр); серийные номера самолетов были
4206, 4207 и 4209-4216.
Вторая партия из десяти построена для авиакомпании Lufthansa в 1936 году были Ju
160D-0. Девять из них имели номера гражданской регистрации и обозначения: D-UFIR
"Luchs" (Рысь) (предположительно у тому времени прототипа уже не было), D-UFAL "Jaguar" (Ягуар), D-UGIZ
"Hermelin" (Горностай), D-UHIL "Kreuzfuchs"
(Чёрно-бурая лисица), D-UJIM "Blau Fuchs" (Голубой песец), D-URUQ "Weissfuchs"
(Песец), D-UBIQ "Silberfuchs" (Черно-бурая лисица), D-UJYM "Nerz" (Норка) и D-UQAS
"Schakel" (Шакал); серийные номера самолетов были 4208, 4219-4222,
4243-4245 и 4247. Десятый имел обозначение D-ULUR; у данного самолета не были
прослежены имя или серийный номер, хотя последний, возможно, был 4246.
Первый Ju 160 был введен в эксплуатацию компанией Lufthansa в 1935 году для
срочной доставки грузов на внутренних линиях и работал на следующих маршрутах:
Берлин – Бреслау – Глейвиц, Берлин – Кельн, Берлин – Дрезден – Нюрнберг –
Штутгарт, Берлин – Франкфурт – Мангейм – Карлсруэ, Берлин – Гамбург, Берлин –
Нюрнберг – Мюнхен, Дортмунд – Франкфурт – Нюрнберг – Мюнхен, Эссен – Дюссельдорф
– Кельн – Франкфурт – Нюрнберг – Мюнхен, Фрайбург – Штутгарт, Гамбург – Киль –
Фленсбург и Берлин/Гамбург – Ганновер – Галле/Лейпциг, Хемниц.
В 1936 году самолеты Ju 160 работали на линии Бреслау – Прага – Мюнхен и на 14
внутренних линиях, а в 1937 году они работали на более десятка внутринемецких
маршрутах.
D-UNOR, кажется, служил в DLH только в 1935 году, D-UPYM был сдан на слом в
ноябре 1936 года, D-UPOZ – в апреле 1937, D-ULUR был уничтожен в августе 1936
года, а 16 оставшихся использовались Lufthansa до 1941 года.
Хотя Lufthansa использовала только прототип и 20 серийных самолетов, известны
пять машин этого типа зарегистрированных других гражданскими операторами. Номер
гражданской регистрации D-URUZ принадлежал самолету Ju 160B-0,
зарегистрированному компанией Junkers в 1936 году и компанией Weserflugzeugbau в
1938 году. Номера гражданской регистрации D-UHOM и D-UNAL принадлежали самолетам
Ju 160B-0, которые были зарегистрированы Deutsche Versuchsanstalt fur Luftfahrt
(DVL) с сентября 1936 по март 1937 года. Номер гражданской регистрации D-UQEK и
наименование "Jiirgen Wagner" принадлежали самолету Ju 160C-0,
зарегистрированному DVL мае 1936 и в какое-то время использовавшемуся Имперским
министерством авиации в качестве скоростного транспорта. Существовал также
самолет с номером гражданской регистрации D-URIM, но я не нашел никаких других
подробностей.
Сообщалось, что один Ju 160 в 1937 году был продан компанией Junkers японскому
концерну Mitsubishi для Manshu Koko Yusokabushiki Kaisha (Манчжурская
Авиатранспортная компания). Сообщалось, что общий объем производства Ju 160
составил 48 единиц, но интенсивным исследованиям не удалось выявить другие
машины, отличные от мною перечисленных. Вполне возможно, что некоторые из них
были использованы Luftwaffe в качестве транспортных, а оставшиеся у DLH
использовались Luftwaffe в качестве связных.
(c) alternathistory.org.ua