В середине 1920-х объёмы пассажирских перевозок устойчиво росли. В связи с
чем Гуго Юнкерс решил создать авиалайнер бoльших размеров, чем Junkers G.24.
Разработка началась в 1925 под руководством главного конструктора фирмы Эрнста Цинделя. Новый самолёт получил название Junkers
G31. Он создавался на базе
предшественника и был рассчитан на перевозку 15 пассажиров вместо десяти. Причём
с бoльшим комфортом. Более просторный пассажирский салон был разделён на 3
секции, появились туалеты. Предполагалось использовать авиалайнер в Junkers-Luftverkehrs,
а также продавать другим клиентам. Постройка самолёта стала реальной после того
как союзная Контрольная Комиссия ослабила запреты на создание больших самолётов
в Германии. Прототип Junkers G31ba (D-1073, зав. № 3000) c двигателями Junkers
L5 совершил первый полёт 13 сентября 1926. В целом испытания оправдали надежды
конструкторов, но мощности двигателей оказалось маловато. Поэтому в носу
пришлось поставить более мощный мотор BMW-VI.
В январе 1926 прекратила существование авиакомпания Junkers-Luftverkehrs.
Поэтому первым заказчиком нового лайнера стала Deutsche Luft Hansa (куда
авиакомпания Юнкерса влилась как составная часть). Поставки начались в июне
1927. Сначала на линии вышел вариант G31ce с двигателями Gnome Rhone "Jupiter".
На этом самолёте впервые у Deutsche Luft Hansa появились стюарды. Более
совершенные G31de немецкая авиакомпания приобрела в 1928. На них поставили
второй (верхний) стабилизатор. В том же году появилась версия G31fi с удлинённым
фюзеляжем. На этих лайнерах были оборудованы бортовые кухни, что позволило
подавать во время полёта горячие пищу и напитки. В 1929 флот Deutsche Luft Hansa
пополнил самолёт G31fo с закрытой пилотской кабиной и более мощными двигателями BMW Hornet. Всего же в немецкую авиакомпанию поступили восемь G31. Они
обслуживали магистральные линии - Берлин-Амстердам-Лондон, Берлин-Париж,
Берлин-Вена, Берлин-Копенгаген, Берлин-Мальмё, Берлин-Прага и др. Полёты
выполнялись и днём и ночью. В последнем случае устанавливали 10 кресел попарно,
лицом к лицу, которые легко превращались в кровати. К середине 1930-х Junkers
G31 перевели на внутренние линии - в основном из Берлина в Гамбург. В 1935-1936
оставшиеся в строю 5 самолётов передали в министерство авиации Германии (Reich
Luft Ministerium), где их использовали до полного списания.
Junkers G31 производили и на экспорт. В мае 1928 австрийская авиакомпания OLAG
приобрела один лайнер G31de (кстати это был тысячный самолёт, построенный фирмой
Юнкерса). Он служил на магистрали Вена - Берлин и на других линиях до 1937. В
конце 1931 его модернизировали, присвоив новый индекс G31fe. В октябре 1930 два
самолёта купила новогвинейская золотодобывающая компания Bulolo Gold Dredging
Co. Она заказала грузовую модификацию G31go. В данной версии вместо
пассажирского салона был просторный грузовой отсек. На хребте фюзеляжа вырезали
огромный люк, через который в самолёт можно было загрузить детали и узлы
золотодобывающей драги. Такой же самолёт с той же целью в октябре 1930 приобрела
у Юнкерса и авиакомпания Guinea Airways. В 1931 Bulolo Gold Dredging заказала
ещё один самолёт. Поскольку Junkers G31 уже не производился, то фирма Junkers
переделала в грузовую версию прототип - он получил индекс G31ho. В 1934 этот
самолёт перешел во владение Guinea Airways. В Новой Гвинее Junkers G31 летали от
морского побережья до золотых приисков в Булоло, куда не вели сухопутные дороги.
Были случаи когда самолёты поднимали в воздух 3220 кг грузов (намного больше,
чем положено). Кроме горнодобывающего оборудования возили автомобили, тракторы,
скот. Ну и пассажиров, конечно. Согласно статистическим данным в 1931-32 году
самолёты перевезли 3947 тонн грузов - больше чем все авиакомпании США,
Великобритании и Франции вместе взятые. Всего же с начала эксплуатации до июля
1938 Junkers G31 выполнили 2285 рейсов, перевезя 12.481 тонн грузов и 11.201
пассажира. Немецкие самолёты показали себя во влажном и жарком тропическом
климате лучше, чем другие модели. Свидетельством чему является их долговечность.
Из небольшого количества построенных G31 наибольшими долгожителями оказались
шесть самолётов летавших на авиалиниях между Папуа Новой Гвинеей и Австралией.
Все они были получены в 1931 году и к военной службе ранее не привлекались. Лишь
быстрое продвижение японских войск заставило командование RAAF реквизировать эти
старые "юнкерсы", чтобы обеспечить снабжение и ускорить вывоз раненых с полей
сражений. В январе 1942 года на аэродроме Булоло японской авиации удалось
уничтожить сразу три G31 (регистрационные коды VH-URQ, VH-UOU т VH-UOV),
четвертый самолёт (VH-UOW) который базировался там же уцелел только поточу, что
находился в очередном рейсе. В октябре его передали в состав 36-й эскадрильи и
перегнали в Дарвин, где самолёт получил рефрижераторы. Исходя из технического
состояния VH-UOW был затем направлен на ремонт в Лавертон, однако летал он после
этого недолго. Этот самолёт потерпел аварию столкнувшись на лётном поле с
машиной министра авиации, который прибыл сюда с визитом и восстановлению не
подлежал. Что касается остальных двух G31 (VH-UOX и VH-UNM), введенных в состав RAAF в октябре 1942 года под новыми кодами А44-2 и А44-3, то об их участи
информации найти пока не удалось.
Junkers G31 оказался неплохим транспортным самолётом, но в коммерческом плане
его постигла неудача. Заказов было мало, построили всего 13 машин. Главная
причина неуспеха - существование модели Junkers G24. Имея меньшую вместимость и
меньший комфорт, по эффективности она была не хуже, чем Junkers G31. При этом
стоила на 40% дешевле. А новое поколение авиалайнеров, появившееся в начале
1930-х, не оставило Junkers G31 никаких шансов на будущее.
Модификации
: |
|
|
G.31.1 |
прототип с тремя двигателями Junkers L5. |
G.31.2 |
доработанный G.31.1 - центральный двигатель заменен на BMW VI. |
G.31ba |
серийная версия G.31.2. |
G.31de |
версия с тремя двигателями Bristol Jupiter VI производства Gnome et Rhone, закрытой кабиной и вторым хвостовым
оперением. |
G.31fi |
версия с тремя двигателями Bristol Jupiter производства Siemens , увеличенным размахом крыла и фюзеляжем. |
G.31fo |
версия с тремя двигателями Pratt & Whitney Hornet производства BMW. |
G.31ho |
вариант G.31fo с центральным двигателем, замененным на Pratt & Whitney Hornet. |
G.31go |
грузовая версия для Новой Гвинеи с открытой кабиной и грузовым люком 3,60 м х 1,50 м в крыше. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
G.31fo |
Размах крыла, м |
30.30 |
Длина, м |
17.28 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
102.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5250 |
нормальная взлетная |
8500 |
Тип двигателя |
3 ПД BMW Hornet-A |
Мощность, л.с. |
3 х 525 |
Максимальная скорость , км/ч |
211 |
Крейсерская скорость , км/ч |
185 |
Практическая дальность, км |
1050 |
Практический потолок, м |
4300 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка:: |
до 16 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
G.31de |
|
G.31 |
|
Уголок неба. 2023
|