Самолет Junkers
W.13 проектировался как модернизированный вариант успешного
транспортного самолета F.13. Первоначально самолет
предполагалось использовать только для перевозки грузов и для аэрофотосъемки.
Из-за этого на первых самолетах полностью отсутствовали иллюминаторы, а погрузка
самолет осуществлялась через боковую дверь и люк на крыше грузовой кабины.
17-ого июня 1926 года пилот Циммерманн поднял в воздух
первый экземпляр W33 (заводской номер 794),
оснащенный двигателем Junkers L5 мощностью 310 л.с.. Первый опытный
экземпляр самолета был изготовлен с поплавками вместо шасси и
испытывался на реке Эльба. Самолет прекрасно зарекомендовал себя и был
куплен большим количеством авиакомпаний на всех пяти континентах.
Поздние версии самолета строились уже с иллюминаторами для пассажиров и
были выпущены почти в 20 вариантах. Кроме Junkers L5 на них
устанавливались так же двигатели Junkers L2 (260 л.с.), BMW Va (355
л.с.), Jupiter XI (500 л.с.), Siemens Sh.20u (535 л.с.) и Junkers L5G
(425 л.с.).
После образования Люфтваффе часть W.33
(в большинстве вариант W.34he) использовались как
учебно-тренировочные самолеты.
W33 прославился не только как надежный транспортный
самолет, но и рекордсмен. В течении 1927 года различные модификации
W33 побили 10 мировых
рекордов в дальности и продолжительности полета. А в апреле 1928 года
немецкие пилоты Герман Коель, Гюнтер фон Хюнефельд и Фицморис на
самолете W33 Bremen впервые завершили беспосадочный перелёт
Атлантического океана в из Европы в Америку. В сентябре этого же года на
W33 Europa фон Хюнефельд и Линднер совершили перелет из Германии в
Японию, преодолев 14250 километров за 90 часов.
W33 так же
использовался и для экспериментальных полетов. Так в июне 1929
года W33 выполнил первый взлет с использованием ракетных ускорителей. А
в ноябре следующего года на W33 была осуществлена
первая заправка самолета топливом в воздухе.
Одним из самых крупных заказчиков W33
был Советский Союз. Первоначально, в 1928 году,
самолеты в разобранном виде поставлялись на авиационный завод в Иркутске
и ремонтные мастерские Добролет в Москве, где их
собирали для дальнейшего использования. В СССР самолету было присвоено
обозначение ПС-4. С 1933
года на заводе в Иркутске
началось строительство собственного варианта W33,
без немецкого участия. Так же как и первые модели W33
советские ПС-4 не имели
иллюминаторов, так как использовались только для перевозки грузов, и в
основном в Сибири. Последний самолет был выпущен в 1935 году. ПС-4
использовались вплоть до начала Великой Отечественной в 1941 году.
Модификации
: |
|
|
W.33 |
прототип с рядным двигателем Junkers L5. |
W.33a |
доработанный прототип с Junkers L2. |
W.33b |
с увеличенным грузовым отсеком, ПД Junkers L5. |
W.33ba |
с увеличенным грузовым отсеком, ПД Junkers L2. |
W.33b1e |
с увеличенным грузовым отсеком, ПД BMW Va. |
W.33c |
усиленный центроплан, ПД Junkers L5. |
W.33ce |
с двигателем BMW Va. |
W.33d |
с крылом с увеличенной стреловидностью. |
W.33do |
cо звёздообразным двигателем Siemens Sh.20. |
W.33f |
усиленный центроплан, закрытая кабина. |
W.33fa |
W.33f с двигателем Jupiter XI. |
W.33fei |
с звёздообразным двигателем Siemens Sh.20u. |
W.33ge |
учебно-тренировочный самолет с окнами в грузовом отсеке. |
W.33h |
учебно-тренировочный самолет и легкий пассажирский, ПД Junkers L5. |
W.33he |
c двигателем Junkers L5G. |
W.33kc |
закрытая кабина, усилелное шасси, ПД Junkers L5. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
W.33 |
Размах крыла, м |
17.75 |
Длина, м |
10.50 |
Высота, м |
2.90 |
Площадь крыла, м2 |
43.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1200 |
нормальная взлетная |
2100 |
Тип двигателя |
1
ПД
Junkers L5 |
Мощность, л.с. |
1 х
310 |
Максимальная скорость , км/ч |
197 |
Крейсерская скорость , км/ч |
165 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
6 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|