Константин Калинин, в годы
первой мировой войны бывший летчиком, после окончания гражданской стал
начальником производства на киевском заводе "Ремвоздухпуть-6" и с
группой таких же энтузиастов авиации построил в 1923 году самолет
собственной конструкции. Осенью К-1 вылетел в Москву с остановкой в
Харькове (именно тогда состоялась демонстрация машины перед руководством
УВП), успешно прошел государственные испытания и, первым из
отечественных самолетов, был рекомендован к серийному производству. На
предложение работать в Харькове Калинин ответил согласием, и вместе с
ним из Киева переехали на новое место ближайшие помощники по созданию
К-1, сформировав небольшой конструкторский коллектив, который тут же
занялся переработкой модели под серийное производство.
Конструкторы стремились создать универсальную и недорогую в производстве
машину, которая предусматривала возможность перевозки трех пассажиров
при экипаже из двух человек. Кроме пассажирского, разрабатывали варианты
санитарного и фотосъемочного самолетов. Они могли развивать скорость 165
км/ч, а запас топлива обеспечивал 6 часов полета. Машина получила
название К-2.
По схеме и своим габаритам К-2 почти не отличался от К-1, но только внешне. Новый самолет был без деревянных элементов. Остов фюзеляжа выполняли из тонких стальных труб с
помощью газовой сварки. Из тонкого листового кольчугалюминия с рифтами набрали обшивку пассажирской кабины. По той же технологии собиралось крыло и хвостовое оперение. Как и в предыдущей машине, крыло
имело в плане правильную эллиптическую форму. Лонжероны и нервюры выполнялись из кольчугалюминия, обшивка крыла и оперения - из особо прочного и легкого полотна. Более мощный двигатель БМВ-IV позволил
увеличить грузоподъемность и довести число пассажиров до четырех.
В середине мая 1926 года
Управление ВВС РККА выдало К. А. Калинину разрешение на организацию в
Харькове авиационного завода. Однако запустить серийное производство К-2
полным ходом не получалось. Мастерские были загружены ремонтными
работами еще больше, чем в минувшие годы. Кроме текущего обслуживания
предприятие выполняло все виды капительного ремонта самолетов
зарубежного производства. Сложилось напряженное положение, которое позже
стало причиной конфликта Калинина и УВП: совместить оба направления было
невозможно, поскольку производственные мощности оставались скромными, и
специалистов не хватало.
17
сентября 1926 года на доске объявлений административного здания появился
приказ: "Ввиду значительного расширения деятельности авиамастерских,
развития в них собственного самолетостроения и перевода их на выполнение
крупных заказов, авиамастерские УВП с сего числа переименовываются в
<Авиазавод им. Совнаркома УССР". Таким образом, эта дата - 17 сентября
1926 года - стала днем рождения Харьковского авиационного завода. К. А.
Калинин был назначен директором и главным конструктором предприятия.
Становление авиастроения в Харькове шло трудно: не хватало
квалифицированной рабочей силы, отсутствовали материалы, недостаточно
было заводской площади и денежных средств. И тем не менее, самолет К-2
был закончен.
Солнечным утром 12 мая 1927 года на харьковском аэродроме состоялся первый полет нового самолета К-2. На его борту алела надпись: “Робiтник Сiчневки”.
Испытания подтвердили надежность и неприхотливость машины. В то же время
Калинину стало ясно, что цельнометаллическая конструкция оказалась
сравнительно тяжелой и нетехнологичной, а главное - дорогой.
Несмотря на это К-2 успешно
прошел испытания, налетал за летный сезон осенью 1927 года 129 часов без
аварий. На заводе его обработали с учетом замечаний испытателей: обшили
дюралем переднюю часть фюзеляжа, обтянули полотном обтекатели подкосов
шасси, разместили дополнительный бензобак, существенно изменили
конструкцию киля и поворота.
К-2 с успехом применялся для аэрофотосъемки и картографирования многих районов страны.