Уголок неба ¦ Калинин К-3

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   К-3
       
Разработчик: Калинин
Страна: СССР
Первый полет: 1927
Тип: Санитарный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


    Следующему самолету, построенному КБ в 1927 году и получившему индекс К-3, суждено было стать первым в истории отечественной авиации специализированным транспортным средством - воздушной “скорой помощью”.

“Санитарка” - так ласково окрестили машину конструкторы - строилась по заказу Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Непосредственную разработку проекта вел А. Н. Грацианский, который держал постоянный контакт со специалистами-медиками. Требования к будущему самолету предъявляли самые жесткие: обеспечение срочной медицинской помощи больным и тяжелораненым непосредственно на месте их нахождения с дальнейшей транспортировкой в ближайшие лечебные пункты.

Каким быть санитарному самолету? Потребность в нем возникает всегда неожиданно - отсюда необходимость постоянной готовности его к полету. Срочность оказания медицинской помощи диктует необходимость посадки в непосредственной близости от больного или раненого. В этом случае возможно использование неподготовленных площадок, что накладывает большие ограничения на посадочную скорость, пробег и разбег, а также прочность шасси.

В свою очередь, тяжелое состояние больных, транспортируемых самолетом, предполагало создание некоторого комфорта для их размещения с возможностью оказания необходимой медицинской помощи непосредственно в полете.

Уже на стадии эскизного проектирования Калинину стало ясно, что эксплуатационные возможности, заложенные в конструкцию серийного самолета, вполне удовлетворяют придирчивых медиков. А вот с компоновкой санитарного отсека кабины пришлось поводиться. Куда и как заносить носилки? Где их пристроить в полете? Как посадить врача и разместить медицинское оборудование?

Вариант за вариантом перебирали молодые инженеры, но приемлемого решения все не было. “И вот однажды утром,- вспоминает А. Н. Грацианский,- едва переступив порог КБ, я поспешил к Константину Алексеевичу: так сильно было желание показать еще один вариант. Дверь в салон я предлагал удлинить в горизонтальном направлении и расположить в хвостовой части фюзеляжа. А носилки крепить к специальным подвескам системы доктора А. Ф. Лингарта - старшего врача военно-санитарной службы РККА...

Главный глянул, минуту-другую поразмыслил и вынес “приговор”: - Что ж, это, кажется, именно то...”

В результате дружной и напряженной работы уже через месяц-в июне 1927 года-представители Красного Креста и Военно-санитарного управления рассмотрели и утвердили законченный проект самолета К-3.

“Санитарка” получила традиционное высокорасположенное эллиптическое крыло и отработанный фюзеляж форменной стальной конструкции. Причем Калинин решает опять вернуться к деревянному крылу - легкому, прочному и очень удобному при ремонте.

Размеры и внешние очертания санитарной машины сохранились те же, что и у предыдущей модели, хотя сама конструкция “похудела” на 80 кг. Это позволило увеличить полезную нагрузку самолета и заметно улучшить его скороподъемность.

Просторная и светлая кабина, кроме пилота и бортмеханика, вмещала носилки, устанавливаемые в два яруса, и одного врача. Носилки с больным подавались в санитарный отсек через длинный прямоугольный люк в левом борту фюзеляжа, а затем крепились.

Врач располагался в ногах больного на удобном складном кресле. За его спиной имелся шкафчик с медикаментами и баллон с воздухом. В углу поставили бачки с холодной и горячей водой и сливную раковину.

Стенки кабины обшивались теплым звукопоглощающим войлоком с подогревом от двигателя. Сама кабина проветривалась двумя вентиляторами, а в проходе разместили плафоны электроосвещения. Пол и все устройства санитарного отсека позволяли регулярно проводить тщательную очистку и дезинфекцию.

Полезная нагрузка при четырехчасовом запасе топлива составляла 340 кг.

В начале декабря 1927 года установленная на лыжи “санитарка” своим ходом прибыла в Москву. На Центральном аэродроме самолет совершил несколько полетов с представителями санитарных служб, продемонстрировав легкий взлет и посадку, отличные устойчивость и управляемость в полете. Особое восхищение вызывал санитарный отсек. “Самолет К-3,- писал журнал “Авиация и химия”,- является большой победой советской авиационной техники”.

Высокие качества машины подтвердили государственные испытания в НИИ ВВС. К-3 с полной нагрузкой развил среднюю скорость полета свыше 150 км/ч и, что было очень важно, показал расчетные взлетно-посадочные характеристики.

4 марта 1928 года К-3 в составе эскадрильи “Наш ответ Чемберлену” был торжественно передан представителям Воздушного Флота на Центральном аэродроме в Москве. Самолету присвоили наименование “РОКК-1”, определив место службы в транспортно-экспедиционном пункте управления санитарной службы. В 1928-1930 годах на нем доставили в больницы из труднодоступных районов 30 человек. Тогда это расценивалось как большое достижение.



 ЛТХ:
Модификация   К-3
Размах крыла, м   16.70
Длина самолета, м   11.25
Высота самолета, м   2.80
Площадь крыла,м2   40.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1560
  максимальная взлетная   2300
Тип двигателя   1 ПД BMW-IV
Мощность, л.с.   1 х 240
Максимальная скорость, км/ч   170
Крейсерская скорость, км/ч   140
Практическая дальность, км   730
Практический потолок, м   880
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   врач и двое лежачих больных или же на четверо сидячих


 Доп. информация :


 Фотографии:

 К-3
 К-3
 К-3
 К-3
 К-3
 Погрузка ранных на К-3

 Схемы:

 К-3
 Компоновочная схема

 Варианты окраски:

 К-3

 



 

Список источников:

Моделист-Конструтор. В.Савин. Самолеты марки "К"
ХГАПП. Харьковский авиационный завод: История, современность, перспективы
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: