Инженер Зельман Исаакович Ицкович
окончил ХАИ в 1930 г. С 1927 г. работал с К. А. Калининым. В 1934-1937 гг.
построил в Казанском авиационном институте (КАИ) несколько своих самолетов,
представляющих интерес.
Первенцем
Ицковича стал КАИ-1 - двухмоторный низкоплан,
пятиместный (летчик и четыре пассажира) с неубираемыми шасси. Назначение
- обслуживание местных линий. Ввиду предполагавшегося военного варианта
в этом самолете была передняя одноместная кабина (место четвертого
пассажира).
Конструкция - деревянная.
Фюзеляж - монокок, сделанный из фанеры толщиной от 2,5 до 1,5 мм.
Сечение фюзеляжа - эллипс 1,2х0,94 м, форма - сигарообразная. Крыло-
неразъемное, двухлонжеронное, крепление его к фюзеляжу - в четырех
узлах. Особенность крыла в первом экземпляре - плавающие симметричного
профиля элероны, расположенные над задней кромкой крыла, и посадочные
щитки типа ЦАП с тросовым управлением, осуществленные одними из первых в
нашей стране. Профиль крыла P-II 14 % - 6 %. Обшивка - везде фанерная.
Оперение - деревянное, стабилизатор - с изменяемым в полете углом
установки. Двигатели М-11 закапотированные с кольцами Тауненда на первом
экземпляре и с индивидуальными обтекателями цилиндров на втором 1.
Второй опытный экземпляр отличался от первого тем, что был построен с
учетом требований ВВС как тренировочный для перехода летчиков на
бомбардировщик. Самолет был трех-, четырехместный, плавающие элероны
были заменены обычными.
Оба
самолета успешно прошли в Казани испытания (летчик Б. Н. Кудрин). Была
рекомендована постройка серии.
Эще один экземпляр КАИ-1
No.3 (УПБ) - вариант КАИ-1 с теми же обводами, размерами и конструкцией,
но оборудованный как трехместный учебно-тренировочный для перехода на
бомбардировщик (учебно-переходной бомбардировщик УПБ). На самолете было
установлено два двигателя М-11. Вооружение - пулемет ДА (сзади) и до 160
кг небольших бомб в разных вариантах, частично с внутренней подвеской.
Первый самолет УПБ был испытан 11-18 мая 1935 г. (летчик Б. Н. Кудрин).
Второй самолет проходил испытания с 23 июля по 26 сентября 1935 г (летчик
А. А. Ивановский).
Оценка
была такая: а) самолет по своим данным дает возможность выполнять почти
все задачи курса огневой подготовки 1935 г.; б) по технике пилотирования
и условиям работы очень напоминает СБ; в) обладает хорошими летными
данными, не уступающими иностранным самолетам; г) дешев в эксплуатации.
Отмечались и недостатки: кабина штурмана тесна и неудобна, обзор из нее
после устранения недостатков плох, вооружение с дефектами.
Предполагалось использовать самолет для учебно-боевой подготовки
экипажей тяжелых и скоростных бомбардировщиков. Была заказана серия в 25
самолетов, но построена она не была.
Третий самолет был выпущен
с убираемым в полете шасси. Летал, но полные испытания его не
проводились.