20 октября 1928 года в Японии была основана компания по транспортным
авиаперевозкам Nihon Koku Yuso KK, которая приступила к регулярным полетам в
июле следующего года. Для компании были приобретены шесть новейших по тем
временам голландских транспортных самолетов Fokker F.18 "Super Universal".
Закупка осуществлялась через американское представительство "Atlantic Aircraft
Co" голландской компании "Фоккер".
Параллельно, Авиационное бюро Департамента коммуникаций, естественно, не желая
зависеть от иностранной авиатехники финансировало разработку
транспортно-пассажирских самолетов среди японских авиастроительных фирм. В
конкурсе участвовали авиакомпании Mitsubishi, Nakajima и Aichi. Первая
представила переработку палубного торпедоносца Тип 13 (B1M) – классического
биплана под обозначением МС-1. Фирма Аичи воспользовалась услугами немецкого
конструктора Эрнста Хейнкеля, и на основе его поплавкового разведчика HD-25
построила свой вариант "сухопутного" транспортного самолета АВ-1. Изыскания Накадзимы реализовались в проекте N-36, имевшим в прототипе французские машины Breguet 26 и Breguet 28.
Но ни один из построенных самолетов вышеперечисленных типов не мог сравниться с
творением Энтони Фоккера. Отечественные разработки были отвергнуты, и по
указанию Департамента коммуникаций в 1929 году вместе с покупкой дополнительных
четырех "Супер Универсалов" фирмой Накадзима была закуплена лицензия на
производство этих передовых и надежных машин.
В сентябре 1930 года на заводе Накадзима в Ота началось производство. Первый Фоккер
покинул заводской цех 18 марта 1931 года. Первые выпущенные "Супер
Универсалы" собирались из импортных комплектующих и имели оригинальный двигатель Bristol Jupiter VI мощностью 450 л.с., выпускаемый по лицензии на Накадзиме.
Впоследствии перешли на чуть более мощный 460-сильный Nakajima Ha-1 "Kotobuki".
Причем на части самолетов раннего выпуска в процессе эксплуатации также меняли
двигатели на На-1.
Большая часть самолетов этого типа использовалась на внутренних линиях Nihon
Koku Yuso KK. Некоторое количество попало в авиакомпанию "Маньчжурские авиалинии"
- "Manshu Koku KK".
Производство самолетов Nakajima-Fokker "Super Universal" продолжалось до октября
1936 года. Кроме завода Накадзима в городе Ота выпуск этих машин осуществлялся
также на Харбинской фирме "Manshu".
После начала экспансии Японии в Манчжурию в 1931 году главный хирург японской
армии Ёшинобу Тераджи (Yoshinobu Teraji) выступил с инициативой модификации
одного из самолетов Nakajima-Fokker "Super Universal" в своего рода мобильного
операционного пункта. В 1932 году один из самолетов прошел необходимую
модернизацию. Шестиместный пассажирский салон был полностью переделан. В нем
была установлена звукоизоляция, контроль температуры и принудительная подача
воздуха, а также устроены два лежачих места плюс три откидных сиденья для
медперсонала. Также было установлено оборудование для переливания крови и подачи
кислорода. Экипаж состоял из двух пилотов, и двух медработников.
В октябре 1932 года в эксплуатацию поступил первый санитарный "Супер Универсал"
- Aikoku No.40 "Bocho-go". В мае 1938 года аналогичным образом был модифицирован
второй самолет - Aikoku No.268 Nihon Kangofu No. 1.
Надежность и неприхотливость "Супер Универсалов" не осталась не замеченной
японскими военными. В 1935 году для комплексной подготовки экипажей
бомбардировщиков был начат выпуск военной версии "Супер Универсалов", которые
лишь незначительно отличались от своих гражданских "коллег". Главное отличие
сводилось к установке трехлопастного винта и колес низкого давления. Выпускаемая
для армейской авиации модель учебно-тренировочного самолета получила обозначение Nakajima Type 95
модель 2 или Ki-6. В бывшем пассажирском салоне размещались
четыре учебных места для курсантов штурманов, радистов, фоторазведчиков и бортстрелков. Для последних на верху фюзеляжа была устроена открытая кольцевая
турель с 7.7-мм пулеметом Тип 92.
Но в армейской авиации машины Ki-6 широкого распространения не получили, больше
используясь как транспортные. В значительно большей степени в качестве
учебно-тренировочного самолета использовались аналогичные машины фирмы Мицубиси
Ki-7.
Несколько большее распространение в качестве разведывательных самолетов получил
"Супер Универсал" в Императорском флоте. Для нужд морских летчиков с мая 1933
года выпускалась модель, обозначаемая как "Базовый разведчик Fokker", или
короткое обозначение C2N1, параллельно с ним также выпускалась поплавковая
модификация "Разведывательный гидросамолет Fokker" или C2N2. Кабина этой
модификации была на метр длиннее, чем у гражданской версии. Всего в период 1933
– 34 гг. было выпущено около 20 разведчиков C2N. В отличие от армейской версии
Ki-6 они комплектовались двухлопастными деревянными винтами постоянного шага.
С2N практически не использовались по своему прямому назначению и также как и
армейские Ki-6, быстро ушли со сцены.
Общее количество построенных в Японии с марта 1931 по октябрь 1936 Фоккеров
оценивается в 47 экземпляров гражданских вариантов из которых 35 штук было
построено на фирме Manshu. Кроме того 20 экземпляров было построено в армейском исполннии Ki-6 с марта 1934 по ноябрь 1936 года и еще 20 в варианте С2N в 1933 –
34 гг.
"Супер Универсалы", зарекомендовавшие себя надежными машинами, оставались на
службе более 10 лет.
Конструктивно Nakajima - Fokker "Super Universal" представлял собой
свободнонесущий высокоплан. Конструкция смешанная – крылья с деревянным набором
и фанерной обшивкой. Фюзеляж сварен из стальных труб и обшивался полотном.
К концу 30-х годов во влажном климате Японии деревянная конструкция этих
самолетов начала приходить в негодность. И к началу 1940 года эксплуатация
японских Фоккеров была прекращена.
(c) Евгений Аранов