В 1920-х авиалайнеры производились многими французскими фирмами. Самой
плодовитой из них, пожалуй, была компания SIDAL, принадлежавшая Пьеру-Жоржу
Латекоеру (Pierre-Georges Latecoere). Первым вышел на линии самолёт
Late-3
(летал в авиакомпании Ligne France Espagne Maroc). Это был небольшой
одномоторный биплан, типа D.H.4, выпущенный в одном экземпляре. В 1922 появился
одномоторный 6-ти местный Late 8 Limousine. Он использовался на трассах Франции
и Испании, однако удачным этот самолёт назвать нельзя. Из-за него Латекоер даже
попал под суд. Следующим стал Late 16. Его выпустили в небольшой серии. Этот и
последующие пассажирские самолёты Латекоера - двухмоторный Late 15 (6
пассажиров, 1925 год), одномоторные Late 17 и Late 26(1926), были подкосными
высокопланами. Late 26 строился большой серией.
Основным заказчиком SIDAL'а была авиакомпания самого Латекоера. Некоторое
время она носила имя хозяина. А в 1927 её купил банкир Марсель Буаллу-Лафонт,
изменив название на Aeropostale. Вскоре после окончания Первой Мировой войны эта
компания проложила линии из Франции, через Испанию, в Северную Африку. Позже
открылся аргентинский филиал, который осваивал трассы Южной Америки. Трудная
работа пилотов авиакомпании красочно описана у Антуана де Сент-Экзюпери.
Летом 1927 по заданию Aeropostale фирма SIDAL начала разработку более
комфортабельного и надёжного авиалайнера на 8 пассажиров. Он создавался на базе
Late 26. Размеры самолёта увеличили, улучшили аэродинамику. Новая модель
получила название Late 28. Первый полёт совершил пилот Негрен в начале 1929.
В мае 1929 самолёт вышел на линию Тулуза - Касабланка. Рейс длился 10 часов с
промежуточными посадками в Барселоне, Аликанте, Малаге и Танжере. С августа того
же года Late 28 начал летать на трассе Париж - Мадрид. Позже самолёт стал
обслуживать и остальные линии Aeropostale.
В 1930 была предпринята попытка наладить с помощью
Late 28 трансатлантическую
линию из Западной Африки в Южную Америку. 12 - 13 мая 1930 состоялся перелёт
Сен-Луи (Сенегал) - Натал (Бразилия). Экипаж пилота Жана Мермоза (Jean Mermoz,
1901 - 1936), штурмана Жана Дабри и радиста Леопольда Жимье на экземпляре "Compte
de la Vaulx" с бортовым номером F-AJNQ, преодолел расстояние 3173,2 км в самой
узкой части Атлантики. В Новый Свет были доставлены 200 кг почты из Франции.
Затем три других экипажа доставили письма из Натала уже в пункты назначения -
Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес и Сантьяго-де-Чили. Трансатлантический перелёт
выполнила модификация Late 28.3 с поплавками вместо шасси. Специально
снаряжённый для пересечения Атлантики самолёт имел массу 5017 кг. Однако этому
самолёту не было суждено открыть регулярную трансатлантическую линию. По тем же
причинам, что и Rohrbach Romar'у.
Кроме Late 28.3 существовало еще несколько версий. Они отличались друг от
друга компоновкой отсеков для полезной нагрузки и типами двигателей. Самыми
массовыми были варианты Late 28.0 и 28.1. Именно они летали на коммерческих
трассах. Остальные были построены в одном - двух экземплярах, либо переделаны из
других модификаций. Их использовали для проведения исследований, достижения
рекордов или для военных целей.
Единственный экземпляр Late 28.2 был почтовым самолетом и
установил несколько мировых рекордов полезной нагрузки и скорости в 1931г.
В 1932 Aéropostale была ликвидирована и поглощена вновь созданной
авиакомпанией SCELA (с 1933 Air France), в которую также вошли Air Union, CIDNA
и Lignes Farman. А ещё Air Orient, которая обслуживала линии из метрополии во
Французский Индокитай. Она также имела Late 28. От обеих компаний Air France
унаследовала 34 авиалайнера.
Кроме того, 6 самолётов летали в Южной Америке, в дочерних компаниях
Aéropostale. Три авиалайнера обслуживали трассы Aeroposta Argentina. Сначала
линию между аргентинскими городами Баия Бланка и Комодоро Ривадавия. Затем они
начали летать и в другие города - как внутри страны, так и в Чили, Бразилии,
Парагвае. Ещё три самолёта использовала венесуэльская Linea Aeropostal
Venezolana на линии между Маракайбо и Сьюдад Боливаром. На венесуэльских трассах
Late 28 летали дольше всего - до 1937. Затем оставшиеся в строю машины были
списаны.
Кроме того самолёт использовался в военно-морской авиации
Франции, испанских республиканских ВВС, ВВС Венесуэлы.
До наших дней не сохранилось ни одного самолёта.
Конструкция
Одномоторный подкосной высокоплан классической схемы.
Фюзеляж - прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Каркас металлический.
Обшивка в передней и средней части металлическая, в задней - полотняная. Впереди
моторный отсек. Затем закрытая пилотская кабина. Под ней переднее багажное
отделение. За ним пассажирский салон с 4 рядами кресел, расположенных по два по
бортам, между ними проход. Длина салона - 3,38м; ширина - 1,70. В задней части
салона сантехническая кабина с умывальником. Позади салона второе багажное
отделение объёмом 2 куб.м.
Крыло - прямоугольное, подкосное, по два подкоса с каждого борта. Каркас - два
дюралевых лонжерона и деревянные нервюры. Обшивка полотняная.
Двигатель - 1 поршневой двигатель, установленный в носу: Gnôme Rhône 14Kb - 700 л.с./ 518 кВт (Late 28.4),
Hispano-Suiza 12 Hbr - 500 л.с./ 370 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный
водяного охлаждения (Late 28.1), Hispano-Suiza 12 Nbr - 650 л.с./ 482 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный
водяного охлаждения (Late 28.2, Late 28.5, Late 28.6, Late 28.8, Late 28.9),
Hispano-Suiza 12 Lbrx - 600 л.с./ 444 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный
водяного охлаждения (Late 28.3), Renault 12Jb - 500 л.с./ 370 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный водяного
охлаждения (Late 28.0). Винт двухлопастный цельнометаллический Reed
Оперение - однокилевое с двумя стабилизаторами. Каркас металлический, обшивка
полотняная Шасси - двухстоечное - по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым костылём.
Стойки V-образные. По одному колесу на каждой стойке. В варианте гидроплана (Late
28.3, Late 28.5) вместо колёс устанавливались поплавки.
Модификации
: |
|
|
Late 28.0 |
первоначальная версия с ПД Renault 12J |
Late 28.1 |
первоначальная версия с ПД Hispano-Suiza 12Hbr |
Late 28.2 |
почтовый самолет с ПД Hispano-Suiza 12Nbr |
Late 28.3 |
гидросамолет с ПД Hispano-Suiza 12Lbr |
Late 28.4 |
транспортная версия с ПД Gnome-Rhone 14Kb |
Late 28.5 |
версия Great Raid (ставшая позже прототипом Late 290) |
Late 28.6 |
экспортная версия Late 28.1 для Венесуэлы с ПД Hispano-Suiza 12Nb |
Late 28.7 |
проект |
Late 28.8 |
рекордный самолет с крылом удлиненного размаха (25,50 м) и с ПД Hispano-Suiza 12Nbr |
Late 28.9 |
военная версия Late 28.6 для ВВС Венесуэлы |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Late 28.1 |
Размах крыла, м |
19.25 |
Длина самолета,м |
13.64 |
Высота самолета,м |
3.58 |
Площадь крыла,м2 |
48.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2440 |
максимальная взлетная |
4040 |
Тип двигателя |
1 ПД
Hispano-Suiza 12Hbxr |
Мощность, л.с. |
1 х 500 |
Максимальная скорость, км/ч |
232 |
Крейсерская скорость, км/ч |
200 |
Практическая дальность, км |
1000 |
Практический потолок, м |
5200 |
Экипаж, чел |
3 |
Полезная нагрузка: |
8 пассажиров или 850 кг. груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|