Уголок неба ¦ Latecoere Late-28

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Late 28
       
Разработчик: Latecoere
Страна: Франция
Первый полет: 1929
Тип: Транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1920-х авиалайнеры производились многими французскими фирмами. Самой плодовитой из них, пожалуй, была компания SIDAL, принадлежавшая Пьеру-Жоржу Латекоеру (Pierre-Georges Latecoere). Первым вышел на линии самолёт Late-3 (летал в авиакомпании Ligne France Espagne Maroc). Это был небольшой одномоторный биплан, типа D.H.4, выпущенный в одном экземпляре. В 1922 появился одномоторный 6-ти местный Late 8 Limousine. Он использовался на трассах Франции и Испании, однако удачным этот самолёт назвать нельзя. Из-за него Латекоер даже попал под суд. Следующим стал Late 16. Его выпустили в небольшой серии. Этот и последующие пассажирские самолёты Латекоера - двухмоторный Late 15 (6 пассажиров, 1925 год), одномоторные Late 17 и Late 26(1926), были подкосными высокопланами. Late 26 строился большой серией.

  Основным заказчиком SIDAL'а была авиакомпания самого Латекоера. Некоторое время она носила имя хозяина. А в 1927 её купил банкир Марсель Буаллу-Лафонт, изменив название на Aeropostale. Вскоре после окончания Первой Мировой войны эта компания проложила линии из Франции, через Испанию, в Северную Африку. Позже открылся аргентинский филиал, который осваивал трассы Южной Америки. Трудная работа пилотов авиакомпании красочно описана у Антуана де Сент-Экзюпери.

  Летом 1927 по заданию Aeropostale фирма SIDAL начала разработку более комфортабельного и надёжного авиалайнера на 8 пассажиров. Он создавался на базе Late 26. Размеры самолёта увеличили, улучшили аэродинамику. Новая модель получила название Late 28. Первый полёт совершил пилот Негрен в начале 1929.

В мае 1929 самолёт вышел на линию Тулуза - Касабланка. Рейс длился 10 часов с промежуточными посадками в Барселоне, Аликанте, Малаге и Танжере. С августа того же года Late 28 начал летать на трассе Париж - Мадрид. Позже самолёт стал обслуживать и остальные линии Aeropostale.

  В 1930 была предпринята попытка наладить с помощью Late 28 трансатлантическую линию из Западной Африки в Южную Америку. 12 - 13 мая 1930 состоялся перелёт Сен-Луи (Сенегал) - Натал (Бразилия). Экипаж пилота Жана Мермоза (Jean Mermoz, 1901 - 1936), штурмана Жана Дабри и радиста Леопольда Жимье на экземпляре "Compte de la Vaulx" с бортовым номером F-AJNQ, преодолел расстояние 3173,2 км в самой узкой части Атлантики. В Новый Свет были доставлены 200 кг почты из Франции. Затем три других экипажа доставили письма из Натала уже в пункты назначения - Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес и Сантьяго-де-Чили. Трансатлантический перелёт выполнила модификация Late 28.3 с поплавками вместо шасси. Специально снаряжённый для пересечения Атлантики самолёт имел массу 5017 кг. Однако этому самолёту не было суждено открыть регулярную трансатлантическую линию. По тем же причинам, что и Rohrbach Romar'у.

  Кроме Late 28.3 существовало еще несколько версий. Они отличались друг от друга компоновкой отсеков для полезной нагрузки и типами двигателей. Самыми массовыми были варианты Late 28.0 и 28.1. Именно они летали на коммерческих трассах. Остальные были построены в одном - двух экземплярах, либо переделаны из других модификаций. Их использовали для проведения исследований, достижения рекордов или для военных целей.

Единственный экземпляр Late 28.2 был почтовым самолетом и установил несколько мировых рекордов полезной нагрузки и скорости в 1931г.

  В 1932 Aéropostale была ликвидирована и поглощена вновь созданной авиакомпанией SCELA (с 1933 Air France), в которую также вошли Air Union, CIDNA и Lignes Farman. А ещё Air Orient, которая обслуживала линии из метрополии во Французский Индокитай. Она также имела Late 28. От обеих компаний Air France унаследовала 34 авиалайнера.

  Кроме того, 6 самолётов летали в Южной Америке, в дочерних компаниях Aéropostale. Три авиалайнера обслуживали трассы Aeroposta Argentina. Сначала линию между аргентинскими городами Баия Бланка и Комодоро Ривадавия. Затем они начали летать и в другие города - как внутри страны, так и в Чили, Бразилии, Парагвае. Ещё три самолёта использовала венесуэльская Linea Aeropostal Venezolana на линии между Маракайбо и Сьюдад Боливаром. На венесуэльских трассах Late 28 летали дольше всего - до 1937. Затем оставшиеся в строю машины были списаны.

Кроме того самолёт использовался в военно-морской авиации Франции, испанских республиканских ВВС, ВВС Венесуэлы.

До наших дней не сохранилось ни одного самолёта.

Конструкция

Одномоторный подкосной высокоплан классической схемы.

Фюзеляж - прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Каркас металлический. Обшивка в передней и средней части металлическая, в задней - полотняная. Впереди моторный отсек. Затем закрытая пилотская кабина. Под ней переднее багажное отделение. За ним пассажирский салон с 4 рядами кресел, расположенных по два по бортам, между ними проход. Длина салона - 3,38м; ширина - 1,70. В задней части салона сантехническая кабина с умывальником. Позади салона второе багажное отделение объёмом 2 куб.м.

Крыло - прямоугольное, подкосное, по два подкоса с каждого борта. Каркас - два дюралевых лонжерона и деревянные нервюры. Обшивка полотняная.

Двигатель - 1 поршневой двигатель, установленный в носу: Gnôme Rhône 14Kb - 700 л.с./ 518 кВт (Late 28.4), Hispano-Suiza 12 Hbr - 500 л.с./ 370 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный водяного охлаждения (Late 28.1), Hispano-Suiza 12 Nbr - 650 л.с./ 482 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный водяного охлаждения (Late 28.2, Late 28.5, Late 28.6, Late 28.8, Late 28.9), Hispano-Suiza 12 Lbrx - 600 л.с./ 444 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный водяного охлаждения (Late 28.3), Renault 12Jb - 500 л.с./ 370 кВт - 12-ти цилиндровый V-образный водяного охлаждения (Late 28.0). Винт двухлопастный цельнометаллический Reed

Оперение - однокилевое с двумя стабилизаторами. Каркас металлический, обшивка полотняная

Шасси - двухстоечное - по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым костылём. Стойки V-образные. По одному колесу на каждой стойке. В варианте гидроплана (Late 28.3, Late 28.5) вместо колёс устанавливались поплавки.



 Модификации :
 Late 28.0  первоначальная версия с ПД Renault 12J
 Late 28.1  первоначальная версия с ПД Hispano-Suiza 12Hbr
 Late 28.2  почтовый самолет с ПД Hispano-Suiza 12Nbr
 Late 28.3  гидросамолет с ПД Hispano-Suiza 12Lbr
 Late 28.4  транспортная версия с ПД Gnome-Rhone 14Kb
 Late 28.5  версия Great Raid (ставшая позже прототипом Late 290)
 Late 28.6

 экспортная версия Late 28.1 для Венесуэлы с ПД Hispano-Suiza 12Nb

 Late 28.7  проект
 Late 28.8

 рекордный самолет с крылом удлиненного размаха (25,50 м) и с ПД Hispano-Suiza 12Nbr

 Late 28.9  военная версия Late 28.6 для ВВС Венесуэлы



 ЛТХ:
Модификация   Late 28.1
Размах крыла, м   19.25
Длина самолета,м   13.64
Высота самолета,м   3.58
Площадь крыла,м2   48.60
Масса, кг  
  пустого самолета   2440
  максимальная взлетная   4040
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suiza 12Hbxr
Мощность, л.с.   1 х 500
Максимальная скорость, км/ч   232
Крейсерская скорость, км/ч   200
Практическая дальность, км   1000
Практический потолок, м   5200
Экипаж, чел   3
Полезная нагрузка:   8 пассажиров или 850 кг. груза


 Доп. информация :


  Чертеж "Latecoere Late-28.3"
  Чертеж "Latecoere Late-28.6"
  Фотографии:

 Late 28.0
 Late 28.1
 Late 28.1
 Late 28.1
 Late 28.1
 Late 28.1
 Late 28.1
 Прототип Late 28.1H
 Late 28.2
 Late 28.3
 Late 28.3
 Late 28.3
 Late 28.5
 Late 28.6
 Late 28.8
 Пассажирский салон Late 28
 Кабина пилотов Late 28

  Схемы:

 Late 28-1 
 Late 28-3

  Варианты окраски:

 Laté 28-0 авиакомпании Air France
 Laté 28-1  авиакомпании Air France
 Laté 28-1 ( F-AJLO) авиакомпании Aéropostale (c) Владимир Быков
 Late 28-2 ВВС Испании
 Late 28-3  "Comte de la Vaux"
 Late 28-5  "La Fregate"




 

Список источников:

Владимир Быков. Авиалайнеры всех времён и народов. Latecoere Late 28
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. Latecoere 28.1
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Latecoere.com. De Latécoère à l'Aéropostale
Jean Cuny. Latecoere, les avions et hydravions
Docavia 03. Louis Bonte. l'Histoire des essais en vol 1914-1940
Le Fana de l'Aviation 1993-09-12. Joseph de Joux.
Latecoere Late 28
Le Fana de l'Aviation 1995-07-11. Joseph de Joux. Le
Latecoere 28 hydravion


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: