В 30-е годы в СССР была выдвинута концепция промежуточного летательного аппарата с коммерческой нагрузкой - планеролета.
Идея планеролета усиленно пропагандировалась начальником научно-технического управления ГВФ Л. П. Малиновским и нашла определенную поддержку в решениях президиума ЦС Осоавиахима СССР и коллегии
Главного управления ГВФ.
Этот аппарат, обладая компоновкой планерного типа с высоким значением аэродинамического качества, нес на себе авиадвигатель пониженной по сравнению с самолетом мощности. Предполагалось, что планеролет
без загрузки мог взлетать на своем двигателе, а нагруженный - с помощью самолета-буксировщика. После взлета планеролет должен был отцепиться и самостоятельно совершить свой полет на крейсерском
режиме.
В связи с этим планеролет на маршевом участке потреблял меньшее количество горючего и смазочного материала. По сравнению с самолетом (при равной мощности двигателя) планеролет выигрывал в коммерческой
нагрузке и экономичности.
Планеролет мог найти применение в районах с малоразвитым железнодорожным и автомобильным сообщением, а также в труднодоступной местности.
Однако в связи с полетом на режимах, близких к максимальному значению аэродинамического качества, планеролет получался сравнительно тихоходным авиационным транспортом. Это обстоятельство, а также
малый избыток мощности затруднял полеты планеролета при неблагоприятных погодных условиях. Таким образом, безопасность полета и регулярность эксплуатации планеролета - были безусловно ниже, чем у
самолета.
Кроме того, для старта груженого планеролета необходим был самолет - буксировщик. Все это вызвало большую дискуссию в печати о практическом применении планеролетов.
Тем не менее в 1935 г. Гражданский Воздушный Флот страны дал заказ конструкторам на создание планеролета для перевозки одной тонны груза или десяти пассажиров со скоростью 120 км/ч.
Многие конструкторы планеров и легкомоторных самолетов охотно занялись проектированием планеролетов.
В период 1936 - 1937 г.г. бригадой научно - исследовательского отдела Ленинградского института инженеров ГВФ под руководством Ю.В. Домрачева и Л.С. Вильдгрубе был спроектирован и построен пассажирский
и транспортный планерлет ЛИГ-6 (ЛЕМ-3).
По схеме - низкоплан нормальной схемы с мотором М-11, неубираемыми в обтекателях колесами, с подкосами в системе шасси. В фюзеляже располагалась кабина на восемь пассажиров и два открытых места для летчиков с двойным управлением. В центроплане было
четыре грузовых отсека. Коммерческая нагрузка -700 кг.
Планеролет прошел летные испытания, во время которых удавался самостоятельный взлет при неполной нагрузке. ЛЕМ-3 был рассчитан на полет в течение 7 ч с крейсерской скоростью 100 км/ч.
Планеролет ЛЕМ-3 был разбит в перелете Ленинград - Москва при вынужденной посадке.