В межвоенный период огромную популярность получили разного рода
авиационные рекорды. Рекорды в немалой степени стимулировали развитие авиации -
достаточно вспомнить гонки на Кубок Шнейдера с их влиянием на развитие
скоростных качеств самолетов. Не намного престижнее рекорда скорости считался
рекорд дальности, для установления которого самолеты проектировались специально
или же радикально модернизировались. К первым относится Fairey Long-Range
Monoplane, два таких самолета построили по спецификации 33/27. Продувки
показали, что наибольшие шансы побить рекорд дальности полета имеет высокоплан с
крылом консольного типа. Первый рекордный моноплан поднялся в воздух 14 ноября
1928 года, имея один W-образный мотор Napier Lion XIA мощностью 570 л. с.
Спецификация оговаривала дальность полета в 8045 км, на момент первого полета
моноплана мировой рекорд дальности составлял 7187 км (установлен на Savoia
S.64).
Масса проблем с силовой установкой самолета заставила перенести 24-часовой
перелет в Каир на март 1929 года, больше чем на три месяца. Изначально
предполагалось попытаться установить рекорд на маршруте Крануэлл - Кейптаун, но
когда к апрелю 1929 года все задержки удалось устранить, над Южной Африкой
установилась плохая погода. Тогда был проложен новый маршрут до Бангалора в
южной Индии. Из-за дефектов и отказов до и во время полета перелет пришлось
завершить в Карачи. Расстояние в 6647 км самолет прошел за 50 ч 37 мин. Хотя
топлива на установление рекорда дальности не хватило, впервые был выполнен
беспосадочный перелет из Англии в Британскую Индию. В декабре 1929 года Monoplane вылетел из Крануэлла в Кейптаун с задачей улучшить рекорд дальности
(7905 км), установленный на Breguet Bre.19 в перелете Париж - Маньчжурия. Полет Monoplane завершился катастрофой - самолет врезался в гору в районе Туниса, оба
летчика погибли.
Опыт постройки и эксплуатации первого самолета был учтен в пересмотренной
спецификации 14/30, выданной на постройку второй машины. Long-Range Monoplane II
выполнил первый полет 30 июня 1931 года, а месяц спустя его передали британским
ВВС. На второй машине установили автопилот и самое совершенное по тому времени
приборное оборудование. По возвращению из пробного рейса в Египет машина
получила на посадке незначительные повреждения, которые оперативно устранили. 6
февраля 1933 года Monoplane II взлетел из Крануэлла и пролетел за 57 ч 25 мин
расстояние в 8707 км, приземлившись в Уолфиш-Бей, Юго-Западная Африка (ныне
Намибия). Новый мировой рекорд дальности полета был установлен (расстояние по
дуге большого круга составило 8595 км).
Рекорд продержался всего три месяца - Bleriot-Zappata 110 пролетел из Нью-Йорка
в Сирию по дуге большого круга 9104 км. В 1934 году предполагалось установить на Monoplane дизель Junkers, что позволило бы увеличить в теории дальность полета
до 13 358 км, однако этот план в жизнь претворен не был.
Техническое описание Fairey Long Range.
Крыло рекордного самолета Fairey Long Range по конструкции являлось
свободнонесущим и было изготовлено неразъемным. Крыло имело трапециевидную в
плане форму с закругленными законцовками и с уменьшением от корневых частей к
законцовкам длины хорды и толщины профиля. Площадь крыла составляла 78,97 м²,
размах – 24,99 м; относительное удлинение крыла составляло 7,5. Длина хорды у
корневых частей составляла 4,876 м, у законцовок – 2,65 м. Максимальная высота
главного лонжерона составляла 76 см.
Силовой набор крыла состоял из двух основных коробчатых лонжеронов; к
дополнительному вспомогательному лонжерону крепились около тридцати нервюр и,
при помощи шарниров, элероны. Примерно равным количеством вспомогательных нервюр
была усилена передняя кромка крыла. Конструкция силового набора крыла была
цельнодеревянной. Единственными металлическими элементами были усиливающие
конструкцию крыла пирамиды из стальных труб. Каждый из элеронов был разделен на
две части. Обшивка крыла была полотняной.
5236 литров бензина размещались в шестнадцати топливных баках (по восемь в
каждой консоли). В каждой консоли четыре крупнейших бака, оснащенные кранами
аварийного слива, были размещены между основными лонжеронами крыла. Остальные,
имевшие меньшую емкость, были расположены между задним основным лонжероном и
вспомогательным лонжероном. Запасы масла и воды размещались в четырех баках,
расположенных между передним лонжероном и передней кромкой крыла по два в каждой
консоли.
Фюзеляж, длина которого составляла 14,782 м, включал в свой состав два основных
узла. Первый из них – от противопожарной перегородки до задней кромки крыла –
имел каркас из стальных труб. Второй состоял из четырех стальных трубчатых
лонжеронов, пятнадцати шпангоутов эллиптического сечения, деревянных стрингеров
и полотняной обшивки.
В руле направления самолета был сохранен анахроничный угловатый профиль первых
самолетов компании Fairey Aviation. Гармоничность линий рекордного самолета
Fairey Long Range несколько нарушал большой киль, выглядевший в виде сбоку
довольно неуклюже.
Стабилизатор горизонтального оперения включал в свой состав два различных
компонента. Передний компонент представлял собой два небольших участка, имевших
размах 2 метра и присоединенных к фюзеляжу. Задний компонент являлся основной
частью стабилизатора. Основной лонжерон стабилизатора соединялся с верхней
частью киля при помощи двух пар расчалок. Это были единственные внешние расчалки
этого большого моноплана.
Силовая установка самолета состояла из двигателя Napier Lion XI-A, размещенного
под обтекаемым капотом. Данный капот был разработан по образцу капота биплана
Fairey Fox. Расходный бак емкостью 200 литров размещался под полом кабины
пилота. В данный бак топливо из крыльевых баков поступало самотеком, и затем
установленный на двигателе топливный насос подавал бензин в карбюраторы.
Выдвижной радиатор был расположен очень далеко от двигателя: сразу за задними
опорами основных стоек шасси. Это необычное расположение было определено
испытаниями в аэродинамической трубе. Масляный бак, служащий также и
маслорадиатором, был расположен позади двигателя, на одном уровне с нижней
частью фюзеляжа. Воздушный винт был металлическим двухлопастным и был изготовлен
компанией Fairey Aviation по лицензии компании Reed.
Основные стойки шасси отличались широкой колеей и большой прочностью. Каждая из
стоек представляла собой пирамиду, состоявшую из V-образной конструкции,
прикрепленной к фюзеляжу, и соединенной с ней вертикальной опоры, шедшей от
переднего основного лонжерона крыла. Амортизация основных стоек обеспечивалась
посредством резиновых шнуров, заключенных в громоздкие обтекатели. Колеса
основных стоек оснащались шинами производства компании Dunlop.
Оборудование кабины экипажа было разработано с самыми серьезными мерами
предосторожности против любой возможной механической поломки. Отсутствие в
фюзеляже топливных баков позволило получить относительно просторную кабину
длиной около четырех метров. Все было устроено таким образом, чтобы обеспечить
экипажу наиболее возможный уровень комфорта.
Попадание в кабину было связано с определенными трудностями. Вход представлял
собой небольшую дверцу (некоторые газеты называли её люком), расположенную
плашмя под нижней частью консоли крыла. Затем шел образованный двумя стальными
трубами, составлявшими основу передней части фюзеляжа, V-образный вырез, ширина
которого была более чем достаточной. В вертикальной же плоскости его габарит не
превышал 70 см, хотя занимал практически всю высоту фюзеляжа, оставшегося
свободным от крыла! Все это означало, что вход и выход не обходились без
«акробатики» и поспешная эвакуация из самолета с парашютами представляла бы
достаточно серьезные трудности...
В состав имевшегося у пилота специального бортового оборудования входили:
- приборы контроля боковой и продольной устойчивости;
- индикатор расхода топлива типа Farnborough, позволявший контролировать
потребление. Данное устройство было испытано и откалибровано компанией Napier;
- звуковой индикатор быстрого изменения высоты.
Два запасных бензонасоса исключали возможность выхода из строя насоса,
изначально установленного на двигателе. Первый из дополнительных насосов был
механическим с приводом от крыльчатки, а второй имел ручной привод.
Масляный фильтр был двойным; после очистки масла первым фильтром оно
последовательно поступало на второй фильтр. Штурман располагался в удобном
складном сиденье; его рабочее место было снабжено стоявшим у стенки фюзеляжа
откидным столиком, на котором можно было разложить карты. Для хранения карт был
предусмотрен шкафчик. Для применения секстанта в верхней части фюзеляжа самолета
было сделано отверстие. Прозрачная панель в полу служила для определения
отклонения путем наблюдения местности, над которой самолет пролетал в данный
момент.
Раздвижные окна были снабжены стеклами Triplex и стеклоочистителями
автомобильного типа. В пределах досягаемости обоих членов экипажа было размещено
несколько термосов. Также в фюзеляже находился отсек с запасом провизии,
предназначавшимся для экипажа во время полета. На случай вынужденной посадки в
задней части отсека экипажа рядом с резервуаром с питьевой водой находился ящик
с аварийным оборудованием. Еще в отсеке экипажа находилась одна надувная койка,
позволявшая двум пилотам поочередно отдохнуть.