Уголок неба ¦ Lublin R-XVI

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация транспортные
   Lublin R-XVI
       
Разработчик: Lublin
Страна: Польша
Первый полет: 1933
Тип: Легкий транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Среди прочих типов самолётов, использовавшихся польской армией в середине 1930-х гг. Lublin R-XVI был единственным специализированным санитарным самолётом. Разработка прототипа елась с 1930 года, причем на облик самолёта существенное влияние оказали машины голландского конструктора А.Фоккера (как, впрочем, и на самолёты подобного типа в других странах).

Сначала самолёт проектировали как военно-транспортный. По схеме R-XVI представлял собой высокоплан с неубираемым шасси на длинных стойках. Конструкция самолёта была смешанной. Фюзеляж имел в своей основе ферменную раму обшитую полотном, а консоли крыла изготовлялись из дерева. База шасси составляла 2,68 м. Мотоустановка состояла из одного 7-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения Wright "Whirlwind Nine" R-975E1 мощностью 365 л.с., оснащенного двухлопастным винтом постоянного шага. В крыле разместили запас топлива на 250 литров. Полностью закрытая кабина пилотов была рассчитана на двух человек и еще один лётчик (механик) располагался непосредственно в пассажирском отсеке. В пассажирском отсеке можно было разместить четырех пассажиров или 500 кг полезной нагрузки.

Первый прототип XVIa2 вышел на испытания в 1932 году, показав вполне неплохие характеристики. Самолётом заинтересовалась польская авиакомпания LOT, хотя официальных заказов тогда не последовало. После непродолжительных испытаний R-XVIa2 отправили на доработку, так как характеристики его не совсем удовлетворяли текущим требованиям. Между тем, прототип был представлен на 2-м Международном Конкурсе Санитарой Авиации (2nd International Air Ambulance Contest), проходившем в Мадриде с 1 по 4 июня 1933 года, а также выиграл первое место на приз Maurice Raphael's Cup.

Самолёт срочно переделали, доведя до требуемого стандарта санитарной машины. Экипаж сократили до одного пилота, а пассажирский отсек был переделан под одно место для медика и двух носилок для раненых. Двигатель был заменен на более мощный 9-цилиндровый Skoda J-5. Повторные испытания, проведенные в 1933-1934 гг., подтвердили правильность пути по которому пошли польские конструкторы. В скором времени было построено 5 самолётов модификации R-XVIb, основные отличия которых заключались в установке открытой кабины пилотов, винта изменяемого шага и модернизированным фюзеляжем.

Самолёты данной модификации в 1935 году поступили в распоряжение PCK (Польский Красный Крест), но уже в следующем году их вывели из гражданской регистрации. По всей видимости, причиной подобного шага послужило плохое техническое состояние R-XVIb. Тем не менее, по меньшей мере три самолёта (регистрационные коды SP-BNO, SP-BNP и SP-BNR) после капитального ремонта были вновь возвращены в эксплуатацию.

Чтобы восстановить подорванный авторитет на очередном Конкурсе Санитарной Авиации, на этот раз проходившем с 1 по 4 июля 1938 года в Люксембурге, поляки продемонстрировали своё мастерство, осуществив высадку с парашютами группы из трех медиков, включая двух женщин. Надежность R-XVIb была отчасти подтверждена, что позволило продолжать использование этих самолётов вплоть до самого начала войны с Германией.

Согласно имеющимся данным все шесть машин благополучно дожили до сентября 1939 года, хотя не указывается, сколько именно из них находились в работоспособном состоянии. В ходе боевых действий несколько R-XVIb применялись по своему прямому назначению. По крайней мере два самолёта были уничтожены на своим аэродромах в ходе бомбовых ударов. Немецкими войсками был захвачен только один R-XVIb с регистрационным кодом SP-BNO, который получил лёгкие повреждения, но был вполне ремонтопригоден. Дальнейшие сведения об этой машине отсутствуют.







 ЛТХ:
Модификация   Lublin R-XVIa2
Размах крыла, м   14.93
Длина самолета,м   10.08
Высота самолета,м   2.96
Площадь крыла,м2   30.50
Масса, кг  
  пустого самолета   1300
  максимальная взлетная   2000
Тип двигателя   1 ПД Wright Whirlwind Nine R-975E1
Мощность, л.с.   1 х 365
Максимальная скорость, км/ч   190
Крейсерская скорость, км/ч   168
Практическая дальность, км   400-700
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   до 4 пассажиров или 500 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Lublin R-XVIa2
 Lublin R-XVIa2
 Санитарный Lublin R-XVIb
 Санитарный Lublin R-XVIb
 Санитарный Lublin R-XVIb
 Санитарный Lublin R-XVIb
 Санитарный Lublin R-XVIb
 Санитарный Lublin R-XVIb
 Санитарный Lublin R-XVIb

 Схемы:

 Lublin R-XVI

 Варианты окраски:

 Lublin R-XVIa
 Санитарный Lublin R-XVIb

 



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Санитарный самолёт Lublin R-XVI
Andrzej Morgala. Samoloty Wojskowe w Polsce 1924-1939
Jacek Wojcik. Encyklopedia Lotnictwa Polskiego
Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze do 1939 r.
Andrzej Glass. Polskie konstrukcje lotnicze 1893 -1939
Adam Jonca. Samoloty linii lotniczych 1931-1939


Уголок неба. 2015 



 

  Реклама: