Среди прочих типов самолётов, использовавшихся польской армией в середине
1930-х гг. Lublin R-XVI был единственным специализированным санитарным самолётом.
Разработка прототипа елась с 1930 года, причем на облик самолёта существенное
влияние оказали машины голландского конструктора А.Фоккера (как, впрочем, и на
самолёты подобного типа в других странах).
Сначала самолёт проектировали как военно-транспортный. По схеме R-XVI
представлял собой высокоплан с неубираемым шасси на длинных стойках. Конструкция
самолёта была смешанной. Фюзеляж имел в своей основе ферменную раму обшитую
полотном, а консоли крыла изготовлялись из дерева. База шасси составляла 2,68 м.
Мотоустановка состояла из одного 7-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения
Wright "Whirlwind Nine" R-975E1 мощностью 365 л.с., оснащенного двухлопастным
винтом постоянного шага. В крыле разместили запас топлива на 250 литров.
Полностью закрытая кабина пилотов была рассчитана на двух человек и еще один
лётчик (механик) располагался непосредственно в пассажирском отсеке. В
пассажирском отсеке можно было разместить четырех пассажиров или 500 кг полезной
нагрузки.
Первый прототип XVIa2 вышел на испытания в 1932 году, показав вполне неплохие
характеристики. Самолётом заинтересовалась польская авиакомпания LOT, хотя
официальных заказов тогда не последовало. После непродолжительных испытаний
R-XVIa2 отправили на доработку, так как характеристики его не совсем
удовлетворяли текущим требованиям. Между тем, прототип был представлен на 2-м
Международном Конкурсе Санитарой Авиации (2nd International Air Ambulance
Contest), проходившем в Мадриде с 1 по 4 июня 1933 года, а также выиграл первое
место на приз Maurice Raphael's Cup.
Самолёт срочно переделали, доведя до требуемого стандарта санитарной машины.
Экипаж сократили до одного пилота, а пассажирский отсек был переделан под одно
место для медика и двух носилок для раненых. Двигатель был заменен на более
мощный 9-цилиндровый Skoda J-5. Повторные испытания, проведенные в 1933-1934
гг., подтвердили правильность пути по которому пошли польские конструкторы. В
скором времени было построено 5 самолётов модификации R-XVIb, основные отличия
которых заключались в установке открытой кабины пилотов, винта изменяемого шага
и модернизированным фюзеляжем.
Самолёты данной модификации в 1935 году поступили в распоряжение PCK (Польский
Красный Крест), но уже в следующем году их вывели из гражданской регистрации. По
всей видимости, причиной подобного шага послужило плохое техническое состояние
R-XVIb. Тем не менее, по меньшей мере три самолёта (регистрационные коды SP-BNO,
SP-BNP и SP-BNR) после капитального ремонта были вновь возвращены в
эксплуатацию.
Чтобы восстановить подорванный авторитет на очередном Конкурсе Санитарной
Авиации, на этот раз проходившем с 1 по 4 июля 1938 года в Люксембурге, поляки
продемонстрировали своё мастерство, осуществив высадку с парашютами группы из
трех медиков, включая двух женщин. Надежность R-XVIb была отчасти подтверждена,
что позволило продолжать использование этих самолётов вплоть до самого начала
войны с Германией.
Согласно имеющимся данным все шесть машин благополучно дожили до сентября 1939
года, хотя не указывается, сколько именно из них находились в работоспособном
состоянии. В ходе боевых действий несколько R-XVIb применялись по своему прямому
назначению. По крайней мере два самолёта были уничтожены на своим аэродромах в
ходе бомбовых ударов. Немецкими войсками был захвачен только один R-XVIb с
регистрационным кодом SP-BNO, который получил лёгкие повреждения, но был вполне
ремонтопригоден. Дальнейшие сведения об этой машине отсутствуют.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Lublin R-XVIa2 |
Размах крыла, м |
14.93 |
Длина самолета,м |
10.08 |
Высота самолета,м |
2.96 |
Площадь крыла,м2 |
30.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1300 |
максимальная взлетная |
2000 |
Тип двигателя |
1 ПД
Wright Whirlwind Nine R-975E1 |
Мощность, л.с. |
1 х
365 |
Максимальная скорость, км/ч |
190 |
Крейсерская скорость, км/ч |
168 |
Практическая дальность, км |
400-700 |
Практический потолок, м |
5000 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
до 4 пассажиров или 500 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2015
|